Компьютер Шаг за Шагом

Особенности современных библиотечных блогов: библиотекарь ведет блог – выигрывает читатель. Самый полный перечень библиотечных блогов Блоги школьных библиотек опыт ведения цели

ДОСТУПНАЯ СРЕДА КОЛЛЕГАМ О НАС

Блог, с не очень благозвучным для профессионального уха названием «Библиотекарша», предлагает статьи, ссылки, мысли об изданиях, библиотеках, библиотекарях, пользователях и отрасли науки, которая производит и использует научные издания и информацию. О себе сообщает следующее: «Библиотекарша, у которой вместо классических спиц и клубков есть компьютер и сеть». Любит поразмышлять на тему в «каком странном мире мы живем», рассказывает о своем посещении Лондона и различных «Путешествиях по библиотекам», как российских, так и зарубежных. В разделе «Околобиблиотечное» есть забавные ролики вроде «Мистер Бин в библиотеке» или песни прикольного репера в стенах библиотеки.

Блог создан для библиотекарей и учителей. Он рассказывает о жизни библиотеки, школы, о других библиотеках страны и мира. Много полезной информации о книгах, чтении, блогах друзей, а также обо всем интересном, что происходит вокруг! Освещены литературные, памятные, исторические даты. Здесь Вы найдете советы, подсказки, рекомендации по различным темам. Кроме того в блоге много сценариев к традиционным школьным праздникам.

Классный блог для неравнодушных библиотекарей, тех, для которых обслуживание молодежи является не просто работой, а скорее мировоззренческой работой. Интересный опыт, умные комментарии, полезные материалы для работы, что еще надо.

Блог для библиотекарей и читателей библиотек, которым интересны не только книги.
Чувствуется, что блоггер не просто библиотекарь, а методист. Это видно и по подбору тем и по названию рубрик: «Интересное в работе с детьми», «Аттестация в библиотеке», «Нормативно- правовая база», «Копилка библиотекаря» и др.

Яркий, симпатичный, достаточно молодой (еще нет и года) блог, с очень приятной хозяйкой, этакой «БиблиоПчелкой» летающей не только по своей Волгоградской области, но и по всей стране. «Смысл жизни не только в скорости полета, но и правильном выборе траектории движения».

В первую очередь привлекает необычный подзаголовок: «Интересно о библиотеках и не только». Автор блога - Екатерина Шибаева, сотрудник Российской государственной библиотеки. Занимается менеджментом в издательской деятельности библиотек. Кроме того - директор управления проектов и программ в Центре библиотечных инновационных технологий РГБ.

Лучше всего о себе говорят сами создатели: «Это журнал библиотекарей самой большой библиотеки в Красноярском крае. Мы пишем о жизни нашей библиотеки, о книгах и журналах, о других библиотеках и их блогах. Мы очень любим свой город и гордимся тем, что живём в Сибири - поэтому в нашем блоге вы найдёте много интересного из истории и современной жизни Красноярска, Красноярского края и других сибирских регионов».

Создатель Андрей Федоров. Представлены материалы о способах использования ИКТ в библиотечном деле. Предоставление информации о проблемах создания и использования электронных библиотек и их коллекций, а также рассмотрение вопросов использования информационно- коммуникационных технологий в библиотечном деле.

Блог возник как продолжение совместного медийного проекта «Интеллектуальный кофе», проводимого радиостанцией «Эхо Москвы» в Ижевске и Национальной библиотекой Удмуртской Республики. Что вы найдете здесь? Информацию об интересных событиях и мероприятиях, происходящих как в стенах нашей библиотеки, так и за ее пределами. Рассказы о книгах, хороших и разных. Беседы о чтении, читателях и писателях.

ПОЧУВСТВУЙТЕ АРОМАТ НАСТОЯЩЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ...

Неофициальный блог методиста. Создан для самообразования и профессионального общения. Отдельных страниц удостоились родной город Новосибирск, библиотеки (в которых был автор) и детская литература.

Блог Научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Госуниверситет- УНПК». В блоге «Литературные штучки» можно найти много полезного, интересного и увлекательного. Он предназначен для студентов, преподавателей и для всех, кто любит художественную литературу и не только… Вся информация в блоге систематизирована по тематическим разделам.

Блог библиотекаря МБОУ "СОШ № 55" г. Новоуральска Свердловской области, в котором обсуждаются актуальные библиотечные события, хорошие книги, занимательное чтение, интересные интернет- ресурсы и просто разговоры "за жизнь". Присоединяйтесь!

Книги в нашей жизни занимают часто большое пространство, здесь о том, как интересно его организовать. Необычно про книги и дизайн библиотек.

Блог университетского библиотекаря из Екатеринбурга. У блога нет какой- то определенной темы, автор старается освещать различные вопросы и проблемы, библиотечные и околобиблиотечные мероприятия. Блог используется и как записная книжка, и черновик, и календарь. У создателя есть несколько любимых тем, одна из которых - виртуальное справочное обслуживание. Блогу уже более 3- х лет.

Очень симпатичный блоггер под именем VolNa, с интересом рассказывает о том, чем живет, что читает, с кем общается, что необычного создает. Весело, позитивно, познавательно, с позитивом.

Блог для тех, кто соприкоснулся с судьбой детей с особенными образовательными потребностями и пытается сделать жизнь этих детей интересной и насыщенной.

Данный блог является составной частью Интернет- проекта Российской государственной библиотеки для молодёжи, занимается проблемой электронной книги (е- книги) и как контента и как устройства, а также связанными проблемами (форматы е- книг и межформатное конвертирование, источники е- книг – магазины и библиотеки в Сети и в реале), е- книги для мобильных устройств. Эти проблемы интересны и пользователям библиотеки, и штатным сотрудникам, и библиотекарям.

Новостной блог Российской государственной библиотеки для молодёжи, которая любит читать или, наоборот, терпеть не может, которая посещает библиотеки или же обходит их стороной. О книгах – обычных и электронных. О чтении в любом его проявлении. А также обо всём, что с этим может быть связано.


Библиотеки и Интернет - понятия тесно взаимосвязанные. И первое, и второе являются общедоступными источниками информации. Без них невозможно представить себе современную цивилизацию. Но кроме схожих свойств, библиотеки и Интернет объединяет и взаимопроникновение. Во многих библиотеках есть выход в Интернет, а в Интернете представлен широкий спектр библиотечных ресурсов, среди которых блоги занимают не последнее место.

Блог считается одной из наиболее популярных технологий web 2.0, хотя они появились и приобрели популярность задолго до появления этой концепции. Страничка NCSA What"s New, созданная в июне 1993 г., считается одним из первых блогов. В библиотечной сфере - это блог Дженни Левайн Librarian"s Site du Jour , созданный в 1995 г. и просуществовавший до 1999 г. Пик активности западных библиотечных блоггеров приходится на конец 2006 г. Как раз в этот период российский Интернет «заболел» данной технологией.

А уж до библиотек новое медиа добралось ещё позднее, где-то через год. В настоящее время практически невозможно указать точное число блогов на библиотечные и околобиблиотечные темы, так как ко времени публикации данной статьи это количество может сильно измениться как в ту, так и в другую сторону.

Принято считать, что первым российским блогом на профессиональные библиотечные темы стал блог Катерины Ефимовой «Мышь Библиотечная» , созданный в феврале 2007 г. С тех пор количество блогов, как персональных, так и блогов библиотек, стало расти. К сожалению, в то время никто не интересовался и серьёзно не занимался этой проблемой, поэтому сейчас практически невозможно найти какие-то конкретные данные. Только примерно можно сказать, что к концу 2008 г. их количество выросло до 10. Пик роста активности библиотекарей по созданию и ведению блогов приходится на осень 2009 г., после проведения online курса «Я учусь работать в блоге».


Основной аудиторией были, как ни странно, школьные библиотекари, но в обучении приняли участие библиотекари различных ведомств. Как показала недавняя перепись библиотечных блогов, организованная Любовью Брюховой, школьным библиотекарем из Новоуральска и автором блога «Миры библиотек» , в России сейчас порядка 280 библиотечных блогов, более 150 из них принадлежит перу школьных библиотекарей. А так как в различных библиотеках постоянно проходят обучающие семинары по созданию и ведению блогов, то их количество в целом может вырасти, но, с другой стороны, достаточно большое количество блогов уже долгое время не обновляется, так как их создатели потеряли к ним интерес.

Причина популярности блогов у библиотекарей очевидна — это видимая простота, с которой можно создать блог, «украсить» по-своему его страничку и публиковать всевозможный контент: от собственных размышлений и фотографий библиотечных праздников до ссылок на найденную в сети информацию. Часто библиотеки, особенно в небольших городах, не могут позволить себе собственный сайт, а блог, если правильно подойти к его созданию и наполнению, может хоть как- то заменить официальную страницу библиотеки в сети. Иногда, напротив, блог служит приятным дополнением к сайту, выносится на отдельный поддомен, имеет похожий дизайн, зачастую выбирается специальная тематическая направленность. Тогда блог и сайт в комплексе становятся представительством библиотеки в сети и намного эффективнее выполняют возложенные на них Интернетом функции.



Библиотечные блоги можно разделить на две группы: официальные блоги при библиотеках и личные блоги библиотекарей. Создаваться они могут по разным причинам: от простого желания библиотекаря до указания руководства, но здесь следует учитывать, что если не найдётся заинтересованный в ведении блога работник, то такой проект обречён. Писать любой блог, в том числе и библиотечный, из-под палки вряд ли кто-то будет, здесь нужны стимул, идея, самореализация, творческий подход, желание постоянно учиться чему-то новому. Именно такие качества присущи блоггеру-библиотекарю. Они же и отмечаются самими участниками сообщества. Самым показательным примером официальных блогов являются проекты Российской государственной библиотеки для молодёжи, за которой числится целых три блога: новостной, о зарубежном опыте и «Планета э-книг» . Говоря о сотрудниках библиотеки, надо понимать, что речь идёт, прежде всего, о профессиональном блоге, а не личном дневнике работника библиотеки. Бывает, что личное и профессиональное смешивается, и получается блог с непонятной целевой аудиторией. Такую ошибку допускают не только блоггеры из библиотеки, но и любые другие авторы тематических дневников. Такой ситуации следует избегать. Существуют также и библиотечные сообщества, популярные на соответствующих площадках, например в «Живом Журнале». Основное отличие сообществ от простого блога — возможность писать в одно место нескольким людям сразу. В том же «ЖЖ» есть сообщество «Библиотекари РФ» , существующее с декабря 2009 г. и, конечно же, уже успевшее завоевать определённое доверие и рейтинг. Один из авторов этого сообщества, Нияз Закиров из РМБИЦ Татарстана, составил так называемое «Кольцо библиотечных ЖЖ-блогов», объединяющее вместе все основные действующие блоги данной платформы. Надо заметить, что анонимность профессиональных библиотечных блогов близка к нулю. В отличие от прочих личных дневников, блог становится дополнительным средством профессиональной коммуникации, позволяющим привлечь новых читателей в библиотеки, обсудить события в профессиональном кругу, донести до читателей интересную или организационную информацию. Такие информационные цели гораздо лучше достигаются, если читатель блога знает, кто перед ним в реальности. Повышаются его доверие и интерес. Библиотека с блогом — более живая. Виртуальный читатель не выходя из дома знакомится с последними изменениями, с библиотечными новостями. Аудитория у блогов разная, в первую очередь это, конечно же, сами библиотекари и те, кого интересуют проблемы, которые обсуждаются в российской библиотечной блогосфере. Но у каждого блога есть и свои преданные читатели, зачастую не связанные с библиотечным или книжным миром.

С помощью блога гораздо легче продвигать в Интернете библиотечные услуги, ресурсы и программы. Блог может стать достаточно эффективным инструментом для завоевания интернет- аудитории, состоящей из читателей поколения Next, для которых получение информации и общение в сети стало неотъемлемой частью социальной жизни.

Сложно нарисовать портрет типичного представителя библиотечной блогосферы. Блоги ведут библиотекари разного возраста, с разным стажем, работающие в библиотеках различных ведомств. Возьмём на себя смелость сделать описание, подобное портрету среднестатистического блоггера Рунета, — это школьный библиотекарь 35 — 40 лет из небольшого города.



ЦИФРЫ, РЕЙТИНГИ

Говоря о библиотечных блогах, нельзя упус¬кать из внимания статистику, благо кое-какие цифры можно поднять и озвучить. Относительно количества — на портале library.ru их насчитывается 116, а вот по неофициальным подсчётам самих же библиотекарей-блоггеров, их порядка 430, львиную долю которых составляют блоги школьных библиотекарей (около 160). Активность в масштабах общих цифр не очень большая. Но на профессиональное общение уже набралось. Существуют и определённые рейтинги. Например, на сайте центральной городской библиотеки Нижнего Тагила представлен список из 6 лучших библиотечных блогов. А вообще, для библиотечных блогов применимы те же критерии оценки, что и для любого блога: количество подписчиков, комментариев, обратных ссылок, ежедневных посетителей, а также любые оптимизационные показатели сайта. Конечно же, читательская аудитория шире у более старых блогов. Официальные поисковые рейтинги для библиотечных блогов (на «Яндексе») не выделены, но после небольшого анализа выявление наиболее популярных вполне возможно. Используя перечисленные выше критерии оценивания и рейтинг блогов «Яндекса», можно сделать вывод о том, что из указанных в перечне Нижнетагильской библиотеки блогов самым рейтинговым является журнал библиотекарей Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края.



СПАД ИЛИ РОСТ?

С появлением социальных сетей блоггинг как инструмент интернет-коммуникации читателя и библиотеки отошёл на второй план. Представительство библиотеки, например «В контакте», оттягивает на себя функции обратной связи с читателем, а иногда и многие информационные. Завести обсуждения, задать нестандартный библиотечный вопрос, написать слова благодарности становится проще именно в социальных сетях. На помощь в социализации библиотекам приходит микроблоггинг, или Твиттер. Это некий симбиоз социальной сети и блога. Микро — потому что длина любого сообщения ограничена 140 символами. Библиотеки активно освоили и этот тип блогов. Твиттер используется в основном для целей оповеще-ния, будь то новость или просто интересная тематиче¬ская информация. Обычно блог и твиттер работают в связке: ссылка на всё новые сообщения из блога автоматически отображается в твиттере. Сейчас на библиотечных сайтах часто можно увидеть иконку твиттера, означающую, что данная библиотека ведёт свою трансляцию. Стоит отметить, что традиционные блоги не теряют своего значения, их количество по- прежнему растёт, однако динамика их роста стабилизировалась, активных всплесков, как это было вначале, уже не наблюдается.

Согласно статистическим данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, количество активных блогов в России растёт. Приятно осознавать, что библиотечный сектор не находится в стороне от этого процесса. В настоящее время мы наблюдаем зарождение профессиональной библиоблогосферы. Всё больше библиотек открывают для себя блог как инструмент для неформального общения с читателями и коллегами, продвижения своих услуг и ресурсов, а также информирования и обучения пользователей.

Термины «Библиотека WEB 2.0», «блог» и «блогосфера»давно вошли в лексикон библиотекарей разных стран. Сейчас эти понятия входят в жизнь украинских библиотекарей. Вести библиотечный блог – это модно, это престижно и эффективно. Надо сказать, что украинская библио-блогосфера еще очень молода, но, как и любая украинская девушка, чертовски привлекательна, популярна и перспективна.

Что такое библиотечный блог? Библиотечный блог – это не только набор ценной информации, но и возможность достучаться до сидящих в интернете читателей. Поверьте, они все давно там, а наша задача – повернуть их лицом к библиотеке! А еще блог – это очень удобный инструмент для диалога библиотекарь-читатель или читатель-библиотекарь. Вообще считается, что блоги и виртуальные дневники – это одно из самых удачных открытий, появившихся в нашей жизни с внедрением «WEB 2.0». Для многих современных библиотекарей блоги стали настоящей палочкой-выручалочкой, а заодно и объектом для самовыражения.

У библиотеки есть сайт – зачем же блог? Если официальный сайт – это лицо библиотеки, то блог смело можно считать ее сердцем. Ведь это уникальная площадка для выражения креативных мыслей библиотекаря и бесконечный простор для творчества. Плюс это неограниченные возможности для рекламы библиотеки и популяризации чтения в естественной среде обитания потенциальных читателей. А если к библиотечному блогу подключить твиттер, википедию и социальные сети – то на выходе мы получим уникальную медиа-платформу позволяющую донести библиотечную информацию до сидящих в интернете детей/взрослых и главное – наладить двухсторонний диалог.

Если основное назначение сайта – служить источником информации, то предназначение блога – это интерактивное общение библиотекаря с миром. Следовательно, на блоге можно, и даже нужно, размещать «информацию к размышлению», ту, которая увлечет, зацепит потенциального читателя/пользователя.

На страничках блога можно и даже нужно вести диалог с читателем и с коллегами. Для этого имеется функция «комментарии». Пользователь, прочитавший интересную и актуальную статью/пост, может оставить свой комментарий, отражающий его точку зрение или мнение. Это означает, что человек заинтересовался материалом, и желает высказать свое мнение или даже подискутировать. Библиотекарю, ведущему блог, очень желательно отвечать читателям и вести с ними «виртуальный» диалог.

Из личного опыта. К сожалению, библиотечные блоги посещают не только читатели и пользователи, но и бич мировой сети – спамеры. И зачастую – последних очень много, чем популярнее блог – тем больше спамеров он привлекает. Эти люди считают возможным оставлять на библиотечном блоге комментарии с нелицеприятной рекламой и ссылками на порносайты. Поэтому, исходя из соображений безопасности, лучше ввести «премодерацию» сообщений. Это означает, что комментарий, оставленный пользователем, появится на страничках блога только после того, как его одобрит библиотекарь. Конечно, этот аспект несколько затрудняет диалог между библиотекарем и читателем, но зато оберегает посетителей блога от мусора и спама.

Положительным качеством блогов является их неофициальность. Для «официоза» есть сайт, а формат блога предполагает более свободное общение. Еще один плюс – это возможность оперативно размещать новости и фотоотчеты. То есть если ведение сайта это в основном прерогатива веб-мастера, то вести блог вполне по силам и библиотекарю.

Что нужно знать и уметь библиотекарю-блоггеру? Во-первых, надо определиться с целевой аудиторией. Во-вторых, необходимо выбрать удачную платформу на которой поселится блог.

Из личного опыта . Для библиотечного блога я выбрала в качестве платформы сайт wordpress.com. Почему? Там уже имеются все инструменты для создания странички, есть набор тем и виджетов для оформления блога, к тому же этот сайт – бесплатный. Еще один положительный аспект – полное отсутствие рекламы. Лично меня раздражает необходимость выискивать крупицы нужной информации посреди рекламного океана. Все эти яркие баннеры и всплывающие окна – просто утомляют читателя. Именно по этой по этой причине я бы рекомендовала хорошо подумать, прежде чем создавать блог на сайте пестрящем рекламой. Особенно «напрягают» рекламные окна сопровождающиеся музыкой. Такие блоги читатель будет просто «захлопывать» как дверь.

Привлекательный дизайн – это уже половина успеха. На вордпрессе уже имеются готовые шаблоны, они называются «темы». Остается только выбрать заготовку, с помощью предпросмотра убедиться, что тема подходит и нажать кнопочку «активировать». Дальше можно спокойно заниматься украшательством: подобрать виджеты, придумать названия страничек, выбрать фон (просто огромная коллекция фонов на все случаи жизни подобрана на сайте www.lenagold.ru) и картинку для верхней шапки.

Web 2.0 (определение Тима О’Рейлли) — методика проектирования систем, которые путём учёта сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью веб 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала. Определение Тима О’Рейлли нуждается в уточнении. Говоря «становятся лучше», имеют в виду скорее «становятся полнее», то есть речь, как правило, идёт о наполнении информацией, однако вопросы её надёжности, достоверности, объективности не рассматриваются.


Актуальной задачей для библиотек стало продвижение своих услуг с помощью сервисов Web 2.0. Кроме того, сервисы Web 2.0 оказываются удобным инструментом для автоматизации работы библиотеки.

Одним из инструментов Web 2.0 являются блоги.

Блог (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») – веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке. Важной особенностью блога является то, что читатели могут публиковать свои комментарии к сообщениям, что делает блог уникальным интерактивным ресурсом.

В русскоязычном сегменте Интернет, по версии «Яндекс. Блоги», находится около 18 млн. блогов. Из них к «библиотечным» блогам относятся только 159. Необходимо отметить, что еще 3 года назад их количество не превышало 10.

Что же такое библиотечный блог? Это не только набор ценной информации, но и возможность достучаться до сидящих в интернете читателей и повернуть их лицом к библиотеке. Для многих библиотекарей блоги стали объектом для самовыражения.

Библиотечные блоги можно разделить на 2 вида:

·Блоги библиотек. Все больше библиотек вместо новостной ленты на сайте библиотеки используют блоги.

·Блоги библиотечных специалистов. Блоги ведутся библиотекарями-энтузиастами или специалистами, профессиональная деятельность которых связана с библиотеками. В этих блогах обсуждаются новые тенденции в библиотечном деле, вопросы авторского права в деятельности библиотек, новости в мире информационных технологий, особенности использования электронных информационных ресурсов, обслуживание пользователей и многое другое.

Блог – удачный инструмент для организации, который помогает рассказать о своих услугах и стать ближе к потребителю, войти с ним в тесную взаимосвязь и привлечь его к совершенствованию качества предоставляемых услуг. При изучении возможностей управления знаниями в библиотечном деле именно социальные медиа дают возможность понять, насколько важно в современной реальности для библиотеки вовлекать пользователя в производство непосредственных библиотечных услуг, в совершенствование библиотечного продукта, в увеличение знания, принадлежащего библиотеке.

Но Интернет также представляет множество других возможностей для людей, работающих в библиотеке. И частный блог библиотекаря чаще всего направлен не столько на информирование «жителей» Сети о его личных достижениях, сколько является попыткой формализовать возникающие мысли, чтобы затем они преобразовались в новые идеи или проекты.

На самом деле в блогах нет ничего сложного. Это всего лишь персональный веб-сайт, содержимое которого отражается в порядке, обратном хронологическому. Новые посты оказываются наверху, а не внизу страницы, позволяя легко отслеживать изменения.

В большинстве случаев посетители блога могут идентифицировать автора и оставлять свои комментарии, которые будут доступны всем. Блоги свободно соединены друг с другом с помощью гиперссылок. Эти ссылки означают, что любой блогер, которому есть что сказать, является частью глобальной сети, именуемой блогосферой. Самый важный аспект блога в том, что он носит диалоговый характер. Телефоны, факсы, электронная почта, SMS и мгновенные сообщения – все это расширяет «поле общения», так же как и интернет-форумы, доски объявлений и чаты. Но ни одно из этих средств коммуникации не позволяло одному человеку общаться со многими, находящимися в разных местах, из любой точки, где у него есть компьютер и доступ в Интернет, до тех пор, пока не появился блог.

Сегодня библиотечная блогосфера выступает своеобразным «зеркалом жизни», отражающим как актуальные проблемы общества, так и мнение по этим проблемам мыслящей части библиотечного сообщества. Блоги стали полноправным источником контента. Благодаря развитию новой медиасреды изменяется информационная повестка дня, характер и способ реагирования аудиторий.

Современная ситуация такова, что библиотекам уже никуда не деться от интернет-экспансии.

Значение глобальной сети для библиотек сегодня уже не вызывает разногласий и споров, однако элементарные правила работы в Интернете с социальными медиа для многих так и остаются тайной за семью печатями. Интернет – виртуальный канал, но пользователь туда приходит реальный, со своими потребностями и желаниями.

Библиотеки оказались в совершенно новой ситуации: пользователь говорит: «Беру помощь зала», и зал подсказывает решение, не советуясь с самой библиотекой. Вот почему, больше на интуитивном уровне, нежели осознанно, многие библиотеки активно стали использовать библиотечные блоги в своей работе.

Таким образом, библиотечный блог для современной библиотеки – это:

Площадка для пользователей (читателей), привлеченных из социальных сетей, большинство из которых лояльны именно к блогам, а не к официальным библиотечным сайтам;

Использование инструментов и методов коммуникации и продвижения в Интернете, которые некорректны для сайта библиотеки, но оптимально подходят под формат блога библиотеки;

Создание корпоративного ресурса с достаточным количеством тематического контента, оптимизированного под поисковые системы (который регулярно добавляется), что позволяет постоянно привлекать целевых посетителей и их внимание к библиотеке;

Построение связи с пользователем (читателем) через передачу ощущений личностного аспекта сотрудников и внутренней жизни библиотеки;

Донесение до аудитории позиции библиотеки в неофициальном виде. Блог – это одновременно и официальная и неофициальная позиция. Можно в различных ситуациях трактовать мнение библиотеки, как официальное или как неофициальное;

Тестирование новых идей.

И это еще не все. Внедрение комплексного использование библиотечного сайта, блога, социальных сетей и различных медиа позволит грамотно и эффективно позиционировать библиотеку в информационном пространстве.

Поскольку блоги представляют собой самый экономный канал коммуникации, можно выйти на тысячи, сотни тысяч людей, потратив несколько сотен рублей и немного личного времени.

Библиотеки уже используют блоги для достижения десятков различных целей. Наиболее очевидное применение - распространение библиотечных новостей, которые необходимо постоянно обновлять, желательно, тратя на это минимум времени и усилий. Программы для создания блогов делают эти обязанности достаточно простыми для любого пользователя. Но существуют и другие способы получения пользы от блогов.

Информация о библиотечных событиях. Создайте блог и постоянно помещайте в нем информацию о различных библиотечных событиях и программах. Постарайтесь вынести эту информацию за пределы сайта вашей библиотеки. Создайте rss-поток и сообщите о нем всем членам вашего сообщества (кафедрам, факультетам, отделам, другим библиотекам, коллегам, читателям), для того, чтобы они смогли добавить заголовки содержания на свои сайты или просматривать их с помощью ридера (программы для чтения rss-потоков).

Коммерческие компании стараются сделать так, чтобы каждый посетитель возвращался к ним на сайт снова и снова. Библиотеки могут делать то же самое. Дайте вашим читателям возможность подписаться на блог по e-mail, поместив на сайт специальную форму. Такая реализация маркетинга по запросу дает вам возможность регулярно посылать библиотечные новости непосредственно на почтовый ящик пользователя. Это также стимулирует пользователей возвращаться на сайт библиотеки.

Поддерживайте своих преданных пользователей . Бесспорной популярностью среди читателей пользуются сообщения о том, какие новые книги, фильмы или диски появились в фонде библиотеки. Подумайте о создании в блоге разделов, посвященных различным жанрам: мистика, ужасы, научная фантастика, любовные романы и т.д.

Расширяйте границы своего сообщества. Публикуйте обзоры и рецензии новых книг и списки книжных премий. Поощряйте комментарии и предложения. Дайте читателям пространство для обсуждения прочитанной книги и возможность рекомендовать интересные, понравившиеся им издания или критиковать не понравившиеся.

Поддерживайте свое сообщество. Библиотекари постоянно ищут новые возможности для оказания полезных услуг. Подумайте, можете ли вы предложить в блоге какую-то особенную услугу и таким образом привлечь к нему больше читателей? Например, создание новостного блога, посвященного местным выборам, в котором публикуются объявления о сайтах кандидатов, назначениях и встречах, может оказаться вполне уместным занятием для библиотеки, в чьи обязанности входит информирование граждан о различных политических событиях в своей местности. Или блог-афишу, с информацией о местных культурных событиях - выставках, концертах, спектаклях, кинопремьерах.

Устанавливайте новые связи. Может, вы хотите привлечь внимание учителей, чтобы продвигать библиотечные услуги и сделать так, чтобы школьные визиты приносили пользу как школам, так и библиотеке. Может стоит начать новостной блог специально для учителей? Вы можете заострить внимание на специальных сервисах для учителей, программах для школ, списках книг или интернет-ресурсах, и др. В блогах можно публиковать развернутые сообщения и даже тематические статьи.

Опишу некоторые бесплатные блог сервисы, на которых можно разместить свой блог.

Блог.ру – сейчас блог.ру закрыл все исходящие ссылки с блогов, размещенных на их блогсервисе, от индексации поисковыми системами. Это говорит о том, что перспективы для заработка на разного рода продаже ссылок здесь нет, поэтому сервис можно выбрать исключительно для тренировки

Narod.ru – бесплатный хостинг от Яндекса. Наверное, является самым популярным. Всем желающим создать блог предоставляется неограниченное пространство для личного дневника. Хостинг не поддерживает скрипты и PHP. В общем, бесплатных блогохостингов существует невероятно большое количество. Вы всегда сможете их найти, введя в поисковой строчке Яндекса или Google запрос «Бесплатный хостинг». Вам выдаст много результатов.

Ниже приведу список некоторых платных хостингов:


Majordomo.ru – неплохой хостинг. Но платный. Сервис постепенно набирает обороты и у него отличные перспективы. Поддержка работает оперативно, реализовано множество функций. Кстати, данный сервис входит в пятерку крупнейших в России хостинг-провайдеров. Всего у них на данный момент четыре тарифа. Цена в месяц на сегодняшний день колеблется от 99 до 450 рублей в месяц.

Best-Hoster.ru – еще один неплохой платный хостинг. Всего у них 4 тарифа на выбор. Разница заключается лишь в размере предоставляемого дискового пространства.

С помощью блога гораздо легче продвигать в интернете библиотечные услуги, ресурсы и программы. Для создания отличного библиотечного блога необходимо три ингредиента: вдохновение, мотивация и увлеченность. Вдохновение - это тот самый момент «АГА!», когда вы понимаете, что блог, как средство публикации, идеально подходит для реализации вашей маркетинговой идеи. Мотивация - это та энергия, которая помогает вам воплотить в жизнь хорошую идею и начать вести блог. Увлеченность - это то, что приходит после. Это тяжелая работа по поддержке и регулярному наполнению блога содержательными, яркими, жизненными сообщениями. Блог может стать достаточно эффективным инструментом для завоевания интернет аудитории, состоящей из читателей поколения Next, для которых получение информации и общение в сети стало неотъемлемой частью социальной жизни.

В прошлом году проводился всероссийский конкурс библиотечных блогов , и были в этом конкурсе как победители, так и лауреаты. Интересно же то, чем хороши хорошие блоги, и чем лучшие блоги лучше хороших. Вот именно это мы сейчас и выясним.

Библиотечные блоги для детей и юношества

1. ПОБЕДИТЕЛЬ: Книжный бульвар. Блог Центральной детской библиотеки г. Измаил.
http://izmchldbibl.blogspot.com/ (г. Измаил, Одесская обл, Украина).
74 читателя. Основное содержание блога - отчеты о многочисленных мероприятиях библиотеки. Кроме того, есть страница про историю библиотеки, Театр книги, Созвездие книги (это обзоры книг), книжные выставки, небольшой каталог ссылок, а также новости из филиалов библиотеки.

2. ЛАУРЕАТ: Разговорчики в библиотеке. Блог школьного библиотекаря и юнкоров пресс-центра «Восьмёрочка» СОШ № 8.
http://098-evdokia.blogspot.ru/ (с. Знаменское, Сухоложский р-н, Свердловская обл.).
84 читателя. Основной поток постов разнообразен и мозаичен. Разделы блога: Пресс-центр (сообщения, подготовленные с использованием материалов корреспондентов пресс-центра "Восьмёрочка"); БиблиоПортфель (сценарии праздников); Краеведение (рубрика блога хорошая, но на одноименной странице что-то не так); Картотека постов блога (это забавно).

3. ЛАУРЕАТ: Любознайка. Детский блог школьных библиотек г. Егорьевска Московской обл.
http://format-znaika.blogspot.ru/ (г. Егорьевск, Московская обл.).
25 читателей. Основной поток постов мозаичен и не то чтоб очень плотен. Есть еще конкурсы и рисунки.

Блоги для взрослых читателей

1. ПОБЕДИТЕЛЬ: День за днём, книга за книгой. Блог библиотекарей Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края.
http://kraevushka.livejournal.com/ (г. Красноярск).
997 читателей. Коллективный блог сотрудников библиотеки. Блог состоит из книжных новостей, в основном - книжных обзоров. При этом большое внимание уделяется старинным и редким изданиям, хранящимся в библиотеке.

2. ЛАУРЕАТ: Котляревка. Блог Измаильской центральной городской библиотеки им. И.Л. Котляревского.
http://kotljarevka.blogspot.com/ (г. Измаил, Одесская обл., Украина).
45 читателей. На главной царит всякая всячина. Разделы: Юношеский клуб "Данко"; Литературно-музыкальная гостиная "В кругу друзей"; сведения о библиотеке; Библиомост (о бесплатном интернете в библиотеках); выставки; творчество сотрудников; О нас пишут; Пункт доступа граждан к официальной информации; Каталог интернет-ресурсов.

3. ЛАУРЕАТ: 89 библиотечных радостей. Новостной блог для настоящих и будущих читателей библиотеки № 89 ГБУК г. Москвы «ЦБС № 1 СВАО».
http://biblioteka89.blogspot.com/ (г. Москва).
65 читателей. На главной преобладают мероприятия. Разделы: сведения о библиотеке; мероприятия; продление литературы онлайн; виртуальная справка; Библионочь-2013; Ночь в библиотеке-2012; Что читать; Память сердца (о московских улицах, названных в честь героев войны, есть еще аналогичный раздел по 1812 году); Творчество читателей (весьма интересное, кстати); Творческие студии библиотеки; Клуб школьного досуга; Библиораритеты; Сценарии мероприятий.

Тематические блоги

1. ПОБЕДИТЕЛЬ: Роза ветров. Север. Неофициальный блог библиотеки-музея им. Николая Блинова.
http://murmansk-nordika.blogspot.ru/ (г. Мурманск).
101 читатель. Разделы: Кольский север; ЭКО-полка; Мурманский меридиан; На перекрестках памяти (о войне); Клуб краеведов; Литературная волна; Музей в библиотеке; ИКТ-мастерилки Полярной Совы (это про интернет-технологии для библиотек); Архив конкурса "В фарватере памяти"; НЕформат; Виртуальная справка; Продление литературы онлайн; Конкурс "Полуостров сокровищ".

2. ЛАУРЕАТ: Библио -S - путник. Блог Центральной детской библиотеки им. А.С. Пушкина.
http://vpereplete.blogspot.ru/ (г. Саров, Нижегородская обл).
147 читателей. На главной довольно много интересных методических материалов. Разделы: о библиотеке; афиша мероприятий; Для дошкольников; Мудрые сказки; Приемы и методики читательского развития; Видеоматериалы и календарные праздники; Педагогам на заметку; Педагогам, воспитателям и школьным библиотекарям САРОВА; Уроки компьютерной и интернет-грамотности; Прогулки по Сарову и окрестностям; трейлеры на книги; Разработки уроков и статьи для учителей истории; БиблиоВидеоСтудия (BVS).
Вообще, очень хороший блог, много и методической, и краеведческой информации.

Блоги для библиотекарей

1. ПОБЕДИТЕЛЬ: Идеи простых решений. Библиотечный блог Андрея Фёдорова.
http://ideafor.info/
(г. Чебоксары, Чувашия).
Число читателей не указано, но в день приходит не менее 400
человек. Блог очень основательный. Цель ресурса:
предоставление информации о проблемах создания и использования электронных библиотек и их коллекций, а также рассмотрение вопросов использования информационно-коммуникационных технологий в библиотечном деле.

2. ЛАУРЕАТ: МетодистиК@. Методические идеи, заметки, размышления… (вед. Елена Астапенко).
http://new-metodist.blogspot.ru/ (г. Усолье Сибирское, Иркутская обл.).
180 читателей. Разделы: Иркутская область; Скорая методическая помощь; Профессиональная периодика; Верность профессии; Нормативная документация по учебным фондам библиотек.

3. ЛАУРЕАТ: Библиосейшн. Блог ЦБС г. Белово (вед. Елена Хромова).
http://bibliosejshn.blogspot.ru/ (г. Белово, Кемеровская обл.).
237 читателей. Разделы: Библиотечные конкурсы 2013; Библиосайты и блоги (стоит ссылка на список сотен этих самых блогов); Сайты библ-к Кемеровской обл.; Методические рекомендации; БиблиоСценарии; БиблиоВиде о (всякий юмор); Календарь знаменательных дат; Виртуальная справочная служба; Продление, заказ документов онлайн.

4. ЛАУРЕАТ: Стилиус. Блог зала электронной информации Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина г. Каменск- Уральский.
http://biblio-stilius.blogspot.ru/ (г. Каменск-Уральский, Свердловская обл.).
98 читателей. Разделы: Будем знакомы; Книжные сезоны; Видео; Конкурсы; Школа интернет-дайвинга; Обучалки (из области ИТ); Интернет-зазеркалье и Дети в интернете; PS-этюды (пропаганда журнала PSYCHOLOGIES, который есть на абонементе); Цитатник; Каменские библиоблоги.

Дебюты года

1. ПОБЕДИТЕЛЬ: 12 месяцев для чтения. Блог Объединения библиотек г. Череповец.
http://bibscher.blogspot.ru/ (г. Череповец, Вологодская обл).
46 читателей, что очень странно, учитывая насыщенность блога. Основной контент - книжные обзоры. Разделы: Оглавление обзоров; Список книг от И.Бродского; 100 главных фантастических книг; Как выбрать книгу (пошаговая инструкция, ей-же-ей!); 100 книг для чтения; Список книг по версии BBC; Обязательно к чтению до 27 лет; тест "Какой ты читатель?"; 18 интересных фактов о чтении; Литературный гороскоп; Список книг "Читаем в новогодние каникулы"; Книги для женщин. Короче, это цитадель рекомендательной библиографии!

2. ЛАУРЕАТ: Учёт библиотечного фонда. Блог РГБ.
http://libraryfunds.blogspot.ru/ (г. Москва).
33 читателя. Это специализированный блог по библиотечному учету.

3. ЛАУРЕАТ: Сормово знакомое и незнакомое. Библиографический блог ЦБС Сормовского р-на г. Нижний Новгород.
http://inbio.livejournal.com/ (г. Нижний Новгород).
64 читателя. Рассказывают об интересных изданиях в фондах сормовских библиотек, готовы помочь в поиске любой нужной информации. Еще постят краеведческие вещи о своем городе.

Неформатные блоги

1. ПОБЕДИТЕЛЬ: Живность цвета огня. Блог Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина).
http://v-pereplete.livejournal.com/ (г. Саров, Нижегородская обл.).
170 читателей. Коллективный блог сотрудников, пишущих как про мероприятия, так и про многие другие вещи. Обобщить сложно, лучше сами посмотрите:)

2. ЛАУРЕАТ: На библиоVOLNе. Блог Наталии Волковой.
http://bibliovolna.blogspot.ru/
(г. Краснодар).
226 читателей.

3. ЛАУРЕАТ: Книжка ходячая. Блог Оксаны Алексеевой.
http://umnica7.blogspot.ru/ (г. Карасук, Новосибирская обл.)

68 читателей. Разделы: Книжкин край (краеведение); Книжкин дом (о библиотеке); Находка для родителей; Читалка.

Вывод

Многие блоги на платформе blogspot одновременно являются и сайтами библиотек.
Что же ценится в библиотечных блогах, чего мы ждем от них?
1. Оживленность.
2. Обилие мероприятий в самой библиотеке.
3. Методические материалы.
4. Рекомендательная библиография и книжные обзоры.
5. Разные полезные материалы для коллег-библиотечных блоггеров.

Чем больше всего этого, тем лучше.
Может и нам, по окончании зубодробительной аналитики нашей, заняться всем этим? :)


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении