Компьютер Шаг за Шагом

Формы информационных часов в начальной школе. Информационные классные часы в школе

Подробности Создано 15.09.2013

Сегодня, в эпоху обострения международных отношений и национальных конфликтов, экологических катастроф и социально-экономической нестабильности, политическая информированность стала не только залогом социальной адаптации, профессиональной пригодности и гражданской компетентности личности, но и проблемой выживания для каждого. Значимость проведения информационных часов невозможно переоценить. Его задачи — помочь учащимся сориентироваться в потоке событий, выработать свою активную гражданскую позицию, почувствовать собственную социальную значимость, осознанно участвовать в общественно-культурной жизни учебного заведения, города, республики, отстаивать личные интересы с учетом собственной социальной безопасности.

Таким образом, информационный час — форма просветительной работы среди учащихся, направленная на воспитание гражданской культуры молодежи, формирование ее кругозора, социальной зрелости в условиях политического плюрализма.

Информационные часы целесообразно проводить еженедельно по расписанию учебных занятий. По количеству рассматриваемых тем и глубине обсуждения проблемы информационные часы подразделяются на обзорные и тематические.

Обзорный информационный час — это краткое обозрение основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом. Информирование учащихся рекомендуется проводить по следующей схеме:

  1. Государственная внешняя политика (стратегические направления международной деятельности, правительственные визиты и прием делегаций, подписание договоров, участие РБ в решении международных конфликтов);
  2. Государственная внутренняя политика (новейшие указы, распоряжения, пути решения проблем по различным отраслям, тенденции развития нашего общества, республиканские мероприятия и экономические достижения);
  3. Новости из России и стран Содружества (реализация основных направлений государственной политики);
  4. Последние события в мире;
  5. Глобальные экологические проблемы и пути их решения;
  6. Новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта.

Организация информационного часа включает этап подготовки и этап проведения.

Этап подготовки предполагает прежде всего выбор ведущего и распределение подтем информационного часа между его участниками. Ответственные за освещение каждого направления и ведущий предварительно назначаются куратором или выбираются самими ребятами. В роли ведущего может выступать как сам куратор, так и один из учащихся, лучше — лидер группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме. Куратор (ведущий) по необходимости участвует в подборе актуального материала, разрабатывает вопросы, конкретизирующие тему, определяет персональные и коллективные задания для учащихся с учетом уровня их культуры и индивидуальных особенностей развития ребят, проводит индивидуальные консультации, уточняет цель и план проведения информационного часа.

Очень важно научить учащихся самостоятельно отбирать нужный материал для информационного часа. Для этого необходимо обратить их внимание на основные критерии отбора информации: актуальность, объективность, значимость, достоверность, оперативность, убедительность. Учащиеся должны осмотрительно относиться к материалам сомнительного происхождения, тенденциозности, односторонней ориентации, националистической и шовинистической направленности.

Огромное значение имеет умение учащихся пользоваться основными источниками информации. К ним относятся:

1) периодическая печать. Традиционно газеты и журналы наиболее широко используются при подготовке к информационному часу. Хотелось бы подчеркнуть, что монотонная подача информации, особенно некомментируемое затяжное чтение статей, резко снижает интерес учащихся к поставленной проблеме. Поэтому для придания выступлению по материалам из периодической печати яркости и динамизма рекомендуется предусмотреть использование фотоиллюстраций и рисунков из журналов, газет, альбомов, сатирических стихотворений, памфлетов, различных таблиц, схем, диаграмм, которые по необходимости могут воспроизводиться на доске.

2) словари и справочники. Политический, экономический, юридический, философский словари, справочники «Страны мира», «Зарубежные молодежные организации» и другая подобная литература — неотъемлемый инструментарий в воспитании политической культуры учащихся. Изобилие непонятных терминов, аббревиатур, ссылок на малознакомые имена, организации, события зачастую отпугивает ребят. Целенаправленная работа по повышению политической грамотности должна охватывать всех участников информационного часа. Важно популярным языком объяснить, растолковать сложные понятия и термины, использовать лингво-страноведческие комментарии во время выступлений, цитировать отдельные словарные статьи с целью постоянного пополнения общественно-политического глоссария учащихся. Отдельная информация из словарей и справочников может размещаться и периодический обновляться на специально оформленных стендах (напр., «Время, события, люди», «Планета») под рубрикой «Твой политический словарь».

В выборе учащимися для работы печатных изданий (газет, журналов, справочников, словарей, книг) важную роль играет библиотекарь. Необходимо (если этого не было сделано ранее), чтобы библиотекарь провел для ребят краткий экскурс в мир периодики, энциклопедий и других изданий с целью формирования у подростков четкого представления о направленности, достоверности, стиле и глубине изложения информации в том или ином издании. В дальнейшем рекомендуется, чтобы библиотекарь периодически знакомил учащихся с новостями книжного рынка, а также рекомендовал для изучения на информационном часе достойные внимания ребят материалы и документы.

3) телевизионные передачи. Своевременное предупреждение учащихся о том, когда и на какую тему будут демонстрироваться документальные и хроникальные фильмы, информационно-аналитические передачи, ток-шоу, интервью, дает возможность включать обсуждение определенной телепередачи в ход информационного часа. Важно приучить молодежь систематически просматривать такие программы как «Панорама», «Время», «Вести», «Сегодня», «Взгляд», «Тема», которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее остро звучащих сегодня в нашей республике, России, странах ближнего и дальнего зарубежья. При достаточной технической оснащенности кабинета, в котором проводится инфочас, рекомендуется использовать и коллективный просмотр видеосюжетов. Несомненным достоинством такой формы информирования является традиционно высокий интерес учащихся к групповым телепросмотрам, наглядность, оперативность подачи материала.

4) радиопередачи. Радиоинтервью, сводки новостей, радиокомментарии компетентных лиц к событиям могут быть с успехом использованы как в ходе подготовки учащихся, так и для выступлений перед группой. Техническая доступность организации аудиопрослушивания (нужна лишь магнитола и кассета с записью!) позволяет использовать этот источник информации, чтобы избежать однотипной подачи материала. Радиопозывные популярных молодежных радиостанций перед каждым очередным выступлением учащихся активизируют внимание слушателей, придадут инфочасу живость и динамизм.

5) Интернет. Этот источник информации заслуживает сегодня особого внимания. Помимо широчайшего спектра охватываемых проблем, Интернет имеет еще одно бесспорное преимущество — возможность подключения к первоисточникам информации, получения материалов по запросу, оперативного обмена опытом, идеями, технологиями с другими организациями. Поэтому целесообразно, чтобы учащиеся, имеющие доступ в Интернет, активно использовали эту возможность при подготовке к информационному часу.

Этап проведения. Ход информационного часа координирует ведущий или куратор учебной группы. Он сообщает тематику, цель информационного часа, обосновывает актуальность обсуждаемой проблемы, устанавливает очередность выступающих.

При проведении инфочаса важно не столько уделять внимание сведениям о том или ином событии, сколько пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге, активно реагировать на происходящее. С этой целью после каждого сообщения учащегося ведущий предусматривает для группы возможность:

  1. задать вопросы выступающему;
  2. дополнить сообщения новыми фактами, примерами;
  3. обменяться мнениями;
  4. сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.

После завершения всех выступлений и дискуссий ведущий подводит общий итог информационного часа.

Представляет интерес периодическое проведение обзорного информационного часа со свободным выбором тем (1 раз в 4-6 недель). Тематические направления в таком случае не распределяются, но обязательной является подготовка каждого учащегося по наиболее заинтересовавшему его событию. Цель — выявление проблем, актуальных с точки зрения молодежи; пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников. Не успевшим выступить (ведь готовились —то все) предлагается разместить свои материалы с указанием фамилии подготовившего на специально оформленном информационном стенде.

Для более глубокого обсуждения какой-либо злободневной проблемы целесообразно проведение тематических информационных часов.

Этап подготовки. Определение темы — один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Формальный подход к выбору темы, не учитывающий важнейшие требования — актуальность информативного материала, то есть связь его с ведущими проблемами молодежи, государства, мировой общественности, ведет к снижению личной заинтересованности и воспитательного воздействия информационного часа на учащихся. Очень важна в воспитательном отношении такая позиция куратора, при которой педагог не просто предлагает учащимся разработанную им тематику, а обсуждает ее вместе с ними. Итогом коллективного обсуждения становится рассмотренная и одобренная активом учащихся перспективная тематика информационного часа. В результате уже с первого момента подготовки информационного часа учащиеся поставлены в позицию активных его участников.

К тематическому информационному часу заранее разрабатываются вопросы, конкретизирующие тему, подбирается рекомендуемая литература, готовятся наглядные пособия, аудио- и видеосюжеты, по необходимости (и по возможности) ведется работа в Интернет.

Этап проведения. Тематический информационный час может быть организован в форме беседы, в ходе которой учащиеся делают сообщения по отдельным вопросам темы, или в форме дискуссии.

Значительно повышают интерес к освещаемой на тематическом инфочасе проблеме и собственные видеосюжеты ребят: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит тематический блиц-опрос в многолюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой, на выходе). Вопросы готовятся заранее (например: «Как Вы относитесь к альтернативной службе в армии?» «Что бы Вы предпочли для себя (своего сына)?» и т.п.), а респондентами могут являться как учащиеся, так и администрация учебного заведения, родители, случайные посетители. Сколько эмоций вызывает у ребят последующий видеопросмотр калейдоскопа мнений со знакомыми лицами на экране! А ведь это не просто игра — невольно приходится вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало инфочаса, привлекая внимание учащихся к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.

Одна из разновидностей тематического информационного часа — «круглый стол» с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовлечением учащихся в дискуссию. Информация по теме может быть изложена как самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом, членом Правительства или Администрации Президента), так и лидером учебной группы, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенного обмена мнениями.

Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими учащимися:

  1. правовой «ликбез»;
  2. Чернобыль: вчера, сегодня, завтра;
  3. международный терроризм: где же выход?
  4. альтернативная служба в армии: «за» и «против»;
  5. экология: в поисках пути выживания, и др.

Целесообразно, чтобы круг участников тематического инфочаса не ограничивался рамками одной учебной группы. Встречи с интересными людьми, обсуждение злободневных событий в мире — повод объединить за «круглым столом» несколько групп, преподавателей-предметников, родителей, администрацию учебного заведения. Результатом обсуждения может стать формирование концепции по заданной теме как каждого отдельного участника, так и всего учебного заведения. Принятые за «круглым столом» решения могут направляться (через Интернет или по почте) в соответствующие органы и инстанции в форме рекомендаций, отзывов, предложений, благодарностей, требований, концепций.

Деятельностный подход к изучению государственных и политических событий вырабатывает у учащихся чувство сопричастности к происходящему в мире, повышает гражданскую самооценку каждого, помогает молодым людям лучше понять механизмы социально-экономических процессов и побуждает к активным действиям по преобразованию негативных общественных явлений.

Для выработки своей концепции и программы действий по отдельным социально-экономическим направлениям учащимися могут создаваться выборные инициативные комитеты — инфоцентры : экологический, национально-патриотический, правозащитный, по культурным связям и др. Деятельности таких инфоцентров целесообразно охватывать следующие направления:

  1. приглашение на информационные часы в группах компетентных лиц;
  2. информационно-просветительная работа среди учащихся;
  3. организация общеучилищных мероприятий (правовые консультации, семинары, акции поддержки, протеста, концерты с участием известных деятелей культуры);
  4. создание информационных страничек в Интернет с целью оповещения о своей деятельности, поиска единомышленников, обмена мнениями, идеями, опытом;
  5. соучастие в программных мероприятиях с курирующими и равнопартнерскими организациями (комитетами, течениями, партиями, союзами) своего профиля, делегирование своих представителей на городские, республиканские, международные акции, обучение соответствующим видам деятельности на тренингах, семинарах, слетах общегосударственного и международного общения.

Роль куратора в проведении и подготовке информационного часа зависит от уровня развития самоуправления в группе. Но даже при высокой степени самостоятельности учащихся следует подчеркнуть, что именно под грамотным руководством куратора крепнут разрозненные идеи энтузиастов и принимают форму целенаправленной масштабной деятельности.

Формы проведения:

«Информация +» — одна из наиболее распространенных форм информирования учащихся, пришедшая на смену такой хорошо известной форме как политинформация. Это ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме (внешняя и внутренняя политика Республики Беларусь; тенденции развития России и стран Содружества; события в странах дальнего зарубежья; новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта). «+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме, выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с группой.

«Информ-дайджест» — еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

«Спрашивали — отвечаем» — форма обзорного инфочаса по заранее отобранным, наиболее актуальным для ребят проблемам. Предварительно собираются сведения у учащихся о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между учащимися в классе, затем подбирается материал и готовятся выступления.

«Встречи с молодежными журналами» — ежемесячный обзорный инфочас по материалам молодежных журналов. Форма проведения — поочередное выступление учащихся с обзором и обсуждением наиболее понравившихся материалов общественно-политического характера, помещенных в журналах «Юность», «Ровесник», «Смена» и др.

«Беседа за «круглым столом» — форма изучения актуальной социальной проблемы и свободного обмена мнениями по ней. Беседа может быть начата тематическим выступлением ведущего или гостя инфочаса (историком, юристом, экологом, депутатом, членом Правительства или Администрации Президента), а также просмотром видеофрагмента по проблеме. После этого учащиеся дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме (например, «Права молодежи в Беларуси», «Чернобыль: вчера, сегодня, завтра», «Профилактика правонарушений среди молодежи» и др.).

«Политическая дискуссия» — тематический инфочас с целью исследования проблемных и спорных политических вопросов («Альтернативная служба в армии», «Международный терроризм: где же выход?», «Нужен ли нам союз с Россией?»). Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В результате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.

«Как это было» — форма тематического инфочаса, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему (куратор или наиболее подготовленный учащийся). Ведущий дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3-5 мин.) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видематериалов, фотоиллюстраций и т.п.

«Годы и люди» — тематический инфочас, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики у нас в стране и за рубежом.

«Пресс-конференция» — форма инфочаса с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции — «журналисты» и «фотокорреспонденты» — интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т.д.

«Фотокамера смотрит в мир» — инфочас в форме поочередной демонстрации всеми учащимися фотографий из газет и журналов с кратким комментарием важнейших событий. После окончания мероприятия фотографии прикрепляются в соответствующий раздел на доску (стенд). Таким образом, смонтированный обзор событий остается на 3-4 дня для всеобщего обозрения.

Успех инфочаса во многом зависит от актуальности, конкретности, достоверности излагаемых фактов, связи материала с проблемами молодежи и учебно-производственной деятельностью учащихся, заинтересованности и эмоциональности ведущего, присутствия компетентных гостей, использования наглядных и технических средств обучения, вовлечения всех ребят в обсуждение вопросов, обмен мнениями.

Выбирая методы проведения информационных часов, учитель должен учитывать возрастные особенности учащихся: психологические особенности, уровень сформированности общеучебных умений и навыков, уро-вень интеллектуального развития.

В работе представлены методы организации познавательной деятельности:

  • анализ конкретных ситуаций;
  • имитационные игры;
  • групповая дискуссия;
  • деловая игра;
  • «круглый стол»;
  • мозговой штурм;
  • пресс-метод;
  • игры, викторины.

Для учеников 5-8-х классов целесообразно выбирать такие формы и методы проведения занятий, которые позволяют максимально использо-вать яркие эмоционально окрашенные факты, элементы игры. Для уча-щихся 9-11-х классов необходимы методы, позволяющие в наиболее пол-ной мере выразить себя как субъекта познавательной деятельности, свое индивидуальное «Я».

Методы работы с общественно-политической газетой как источником информации

Мотивировать ученика к самостоятельному поиску общественно зна-чимой информации — важнейшая цель информационной работы. Приемы работы с газетой как с источником знаний известны давно. Однако работа с газетой на информационном часе имеет свою специфику. Предлагаемые способы организации работы с газетой позволяют сделать эту работу эффективной и увлекательной.

  1. Необходимо использовать газетные материалы, которые соответству-ют возрасту учеников.
  2. При анализе газетных материалов следует обращать внимание на специальную лексику.
  3. В процессе подготовки занятий необходимо использовать возмож-ности инициативной группы учащихся.
  4. Если в школе организованы лекторские группы, то им вполне можно поручить не только подготовку устных сообщений, но и проведение ука-занных в данном разделе занятий.
  5. Уделяйте больше внимания статистическим данным.
  6. Необходимо предложить учащимся самим придумать новый способ работы с газетой.

Копилка идей

Создать игру просто:

Возьмите малоформатную карту (Беларуси, мира, Европы), наклейте ее на лист двухслойного гофрированного картона, — вот готово игровое поле для «Путешествия по...» (городам Беларуси, заповедникам, памят-ным местам; Северной Америке, Африке, Индии, странам Европы и т. д.). Остается только изготовить маленькие флажки, которыми можно отмечать места остановок на карте.

1. Лист ватмана с наклеенными кусочками двухстороннего скотча мо-жет сыграть роль «картинной галереи», доски почета, табло и т. д.

Викторины дают возможность обобщить и систематизировать име-ющиеся знания и могут использоваться как один из элементов на информа-ционном часе наряду с другими формами познавательной деятельности.

В данном разделе приводятся примеры тематических викторин. Они могут быть словесными, с применением иллюстраций и предметной на-глядности, с наводящими вопросами и выбором ответа.

В 5—8-х классах викторина может занимать все время информацион-ного часа.

Викторины ориентированы на:

  • закрепление имеющихся знаний;
  • развитие образного и логического мышления;
  • развитие навыков работы с иллюстрацией и предметной наглядностью.
  1. Викторины желательно проводить накануне праздников, тема кото-рых в них и будет раскрываться.
  2. Хорошо воспринимаются викторины с предметной и иллюстратив-ной наглядностью.
  3. Эффективной формой работы является предварительная подготовка группами учеников викторины по указанной теме.

Информационный час «Газета в моей семье»

Метод позволяет:

Повысить мотивацию к чтению периодических изданий;

Стимулировать интерес к исследовательской работе.

Предварительное задание: ученики проводят исследование «Газета в моей семье».

Вопросы анкеты для родителей.

  1. Какую газету вы предпочитаете? Почему?
  2. С какой страницы вы начинаете ее читать?
  3. Какие темы вас интересуют прежде всего?
  4. Зачем читать газету, если все можно узнать из телевизионных передач?
  5. Изменились ли газеты с той поры, когда вы учились в школе?

Ход проведения

I этап. Вступительное слово учителя. Напомните ученикам, что в клас-се (школе) проводится конкурс на самую популярную семейную газету.

II этап. Устные высказывания учеников: каждый ученик комментиру-ет результаты опроса в своей семье (счетная комиссия фиксирует название и количество газет).

III этап. Присуждение дипломов «Самая популярная газета». «Самый активный социолог». «Самая читающая семья».

IV этап. Заключительный этап. Учитель подводит итоги занятия, гово-рит, что конкурс продолжается: «Мы выяснили предпочтение наших роди-телей. Теперь настала очередь вручить дипломы «самой популярной газе-те класса и самому читающему ученику. Читайте газеты! Выбирайте са-мую интересную на свой взгляд! Через месяц мы снова подведем итоги».

Информационный час «Дизайнерский проект»

Метод позволяет:

  • обеспечить формирование навыков работы со статистическими дан-ными;
  • обеспечить усвоение социально-значимой информации;
  • развивать творческие способности;
  • развивать логическое мышление.

Материальное обеспечение: копии газетных статей, цветные каран-даши, линейка.

Описание. Сделать увлекательной работу со «скучными» цифрами позволяет форма организации работы с газетой (приведенная ниже).

В газете чаше всего статистические данные оформлены в виде таблиц или находятся в тексте газетных статей. Учителю необходимо предложить каждо-му ученику копию актуальной аналитической газетной статьи, которая содержит статистические данные. Можно предложить статистические дан-ные, оформленные в виде газетной статьи.

Х од проведения

I этап. Предложите учащимся познакомиться с газетной статьей.

II этап. Предложите учащимся изменить дизайн статистической инфор-мации: оформить таблицу, график, диаграмму, гистограмму и т. д. (табл.1).

Пример перевода текстовой информации в графическую

III этап. Предложите учащимся передать статистическую информа-цию, оформленную в виде таблицы способом построения гистограммы (табл. 2).

Пример перевода информации, оформленной в таблицу, в гистограмму

IV этап. Предложите придумать нестандартный дизайн в оформлении данной информации. В результате могут получится графики в виде гор, а гистограммы в виде небоскребов и т.д.

Викторина «Народная мудрость»

Метод позволяет:

— влиять на закрепление знаний о традиционных ценностях белорус-ского народа:

— содействовать развитию образного и логического мышления;

— создавать условия для воспитания гражданственности и патриотизма.

Ход проведения

Учащиеся получают предварительное задание: из газет Республики Бе-ларусь выбрать статьи о мужестве, патриотизме, человечности, трудолю-бии. В них должны быть описаны реальные факты из жизни белорусского общества.

В начале занятия учитель знакомит учащихся с темой и целью инфор-мационного часа, задает вопросы, которые позволят учащимся раскрыть понятия «патриотизм», «человечность», «трудолюбие», «мужество».

Задание 1 . Приведите примеры из жизни, когда люди проявили муже-ство, патриотизм, трудолюбие, человечность. (Учащиеся приводят приме-ры. Комментируют выбранные статьи из газет.)

Задание 2. Из списка предлагаемых пословиц и поговорок выбери-те четыре близкие по значению. Какие качества нашего народа они ил-люстрируют?

Перечень пословиц и поговорок

1. Не место красит человека, а человек место.

2. Самолюб всякому не люб.

3. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

4. Где ум, там и толк.

5. Береженая вещь два века живет.

6. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

7. Всему бывает причина.

8. Все минется, а одна правда останется.

9. Где любовь, там и согласие.

10. Грамоте учиться — всегда пригодится.

11. У врача лечись, у умного учись.

12. Грозит мышь кошке, да издалека.

13. Сам себе на уме.

14. Ум да здоровье дороже всего.

15. Без труда чести не получишь.

Задание 3. Закрепление «Прямая речь». Какие качества, кроме выде-ленных вами, свойственны нашему народу?

Информационный час-викторина «Беларусь моя синеокая»

Метод позволяет:

влиять на закрепление имеющихся знаний о природе, обществен-ных отношениях, национальных традициях белорусского народа; содействовать развитию образного и логического мышления; содействовать развитию навыков работы с иллюстрацией и пред-метной наглядностью; создавать условия для воспитания гражданственности и патриотизма.

I этап.

1. Синеокая страна всем ребятам дорога. Испытаний не боюсь! Рас-скажу про...

2. Даю слово я всем честно: семиклассникам известно— в самом цен-тре континента расположена она.

3. Если Беларусь страна, ей символика нужна. Говорят, что в ней сокрыта вся народная душа.

4. О народе, о стране гимн расскажет всей Земле. Что, ребята, говорит-ся в первой же его строке?

5. Испокон веков пошел меж державами закон: суверенная страна невоз-можна без герба. Важно все в нем форма, фон, кто на нем изображен

Что представляет собой форма герба Республики Беларусь?

Что находится в центре?

Что находится в лучах восходящего солнца?

Почему цвет контура зеленый?

Какой геральдический элемент венчает герб?

6. Трех цветов три полосы Очень часто видим мы.

Сшиты вместе, как одно.

Вы ответьте, это что?

Что символизируют цвета белорусского флага, орнамент?

Над какими зданиями в будни и в праздники развевается белорус-ский флаг?

7. И последний мой вопрос,

Задаю его всерьез:

Почему наша страна Синеокой названа?

II этап . Проводится с использованием иллюстративной наглядности. Учитель задает вопросы о природных особенностях страны, акцентирует внимание на том. какие меры по ее сохранению приводятся.

Используемые иллюстрации:

1) природные ландшафты;

2) представители флоры;

3) представители фауны.

Подборка иллюстративного материала должна включать ландшафты, представителей флоры и фауны, которые не свойственны природе Беларуси.

III этап . Учитель демонстрирует предметы, которые позволяют устано-вить ассоциативную связь с особенностями общественной жизни страны.

Предметная наглядность используется для анализа особенностей национальной культуры, менталитета и ценностных предпочтений бело-русского народа.

1. Общественные отношения:

а) конституция Республики Беларусь;

б) вымпелы общественных организаций;

в) республиканские газеты;

г) сувениры с изображениями памятников и мемориальных комплек-сов Беларуси.

2. Традиционная культура:

а) изделия из льна;

б) изделия из соломки;

в) инкрустированные соломкой сувениры из дерева;

г) рушники, элементы национальной одежды,

IV этап. Закрепление материала проводится в форме «пожеланий» Рес-публике Беларусь. Каждое пожелание должно поддерживаться аплодис-ментами участников викторины.

V этап. Установление связи между пожеланиями детей и национальной идеей Республики Беларусь может использоваться в качестве выводов.

Учитель может закончить информационный час словами: «Я не со-мневаюсь, что все ваши пожелания исполнятся, потому что главный ло-зунг нашей государственной политики "За сильную и процветающую Беларусь” — совпадаете вашими пожеланиями. И мы нашему государ-ству в этом... (поможем)».

Мысина Дианна Анатольевна, заместитель директора ГУО "Боровская средняя школа Лепельского района"

Чтобы скачать материал или !

Информационный час – форма просветительской работы среди учащихся, направленная на воспитание гражданской культуры молодежи, формирование ее кругозора, социальной зрелости в условиях политического плюрализма.

Информационные часы целесообразно проводить еженедельно по расписанию учебных занятий. По количеству рассматриваемых тем и глубине обсуждения проблемы информационные часы подразделяются на обзорные и тематические.

Обзорный информационный час – это краткое обозрение основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом. Информирование учащихся предлагается проводить по следующей схеме:

Государственная внешняя политика (стратегические направления международной деятельности, правительственные визиты и прием делегаций, подписание договоров, участие Республики Беларусь в решении международных конфликтов);

Государственная внутренняя политика (новейшие указы, распоряжения, пути решения проблем по различным отраслям, тенденции развития нашего общества, республиканские мероприятия и экономические достижения);

Последние события в мире;

Глобальные экологические проблемы и пути их решения;

Новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта Республики Беларусь, СНГ и других стран мира.

Этап подготовки предполагает, прежде всего, выбор ведущего и распределение подтем информационного часа между его участниками. Ответственные за освещение каждого направления и ведущий предварительно назначаются куратором или выбираются самими учащимися. В роли ведущего может выступать как сам куратор, так и один из учащихся, лучше - лидер группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме. Куратор (ведущий) по необходимости участвует в подборе актуального материала, разрабатывает вопросы, конкретизирующие тему, определяет персональные и коллективные задания для учащихся с учетом уровня культуры и индивидуальных особенностей развития учащихся, проводит индивидуальные консультации, уточняет цель и план проведения информационного часа.



Очень важно научить учащихся самостоятельно отбирать нужный материал для информационного часа. Для этого необходимо обратить их внимание на основные критерии отбора информации:

Актуальность;

Объективность;

Значимость;

Достоверность;

Оперативность;

Убедительность.

Учащиеся должны осмотрительно относиться к материалам сомнительного происхождения, односторонней ориентации, националистической и шовинистической направленности.

Огромное значение имеет умение учащихся пользоваться основными источниками информации. К ним относятся:

1. Периодическая печать.

2. Словари и справочники.

3. Телевизионные передачи.

4. Радиопередачи.

5. Интернет.

Для более глубокого обсуждения какой-либо злободневной проблемы целесообразно проведение тематических информационных часов.

Определение темы – один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Формальный подход к выбору темы, не учитывающий важнейшие требования – актуальность информативного материала. То есть связь его с ведущими проблемами молодежи, государства, мировой общественности, ведет к снижению личной заинтересованности и воспитательного воздействия информационного часа на учащихся. Очень важна в воспитательном отношении такая позиция куратора, при которой педагог не просто предлагает учащимся разработанную им тематику, а обсуждает ее вместе с ними. Итогом коллективного обсуждения становится рассмотренная и одобренная активом учащихся перспективная тематика информационного часа. В результате уже с первого момента подготовки информационного часа учащиеся поставлены в позицию активных его участников.

К тематическому информационному часу заранее разрабатываются вопросы, конкретизирующие тему, подбирается рекомендуемая литература, готовятся наглядные пособия, аудио- и видеосюжеты, по необходимости ведется работа в сети интернет.

Ход информационного часа координирует ведущий или куратор учебной группы. Он сообщает тему, цель информационного часа, обосновывает актуальность обсуждаемой проблемы, устанавливает очередность выступающих.

При проведении инфочаса важно не столько уделять внимание сведениям о том или ином событии, сколько пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге, активно реагировать на происходящее. С этой целью после каждого сообщения учащегося ведущий предусматривает для группы возможность:

Задать вопросы выступающему;

Дополнить сообщения новыми фактами, примерами;

Обменяться мнениями;

Сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.

После завершения всех выступлений и дискуссий ведущий подводит общий итог информационного часа.

Представляет интерес периодическое проведение обзорного информационного часа со свободным выбором тем (1 раз в 4-6 недель). Тематические направления в таком случае не распределяются, но обязательной является подготовка каждого учащегося по наиболее заинтересовавшему его событию. Цель – выявление проблем, актуальных с точки зрения молодежи; пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников. Не успевшим выступить предлагается разместить свои материалы с указанием фамилии подготовившего на специально оформленном информационном стенде.

Тематический информационный час может быть организован в форме беседы, в ходе которой учащиеся делают сообщения по отдельным вопросам темы, или в форме дискуссии.

Одна из разновидностей тематического информационного часа – «круглый стол» с присутствием компетентного в проблеме лица и активным вовлечением учащихся в дискуссию. Информация по теме может быть изложена как самим приглашенным гостем, так и лидером учебной группы, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенного обмена мнениями.

Целесообразно, чтобы круг участников тематического информационного часа не ограничивался рамками одной учебной группы. Встречи с интересными людьми, обсуждение злободневных событий в мире – повод объединить за «круглым столом» несколько групп учащихся, преподавателей-предметников, родителей, администрацию учебного заведения. Принятые за круглым столом решения могут направляться в соответствующие органы и инстанции в форме рекомендаций, отзывов, предложений, благодарностей, требований, концепций.

Деятельностный подход к изучению государственных и политических событий вырабатывает у учащихся чувство сопричастности к происходящему в мире, повышает гражданскую самооценку каждого, помогает молодым людям лучше понять механизмы социально-экономических процессов и побуждает к активным действиям по преобразованию негативных общественных явлений.

Для вырабатывания своей концепции и программы действий по отдельным социально-экономическим направлениям учащимися могут создаваться выборные инициативные комитеты – инфоцентры: экологический, национально-патриотический, правозащитный, по культурным связям и др. Деятельностью таких инфоцентров целесообразно охватывать следующие направления:

1. Приглашение на информационные часы в группах компетентных лиц.

2. Информационно-просветительская работа среди учащихся.

3. Организация общеучилищных мероприятий (правовые консультации; семинары и т.д.).

4. Создание информационных страничек в интернете с целью оповещения о своей деятельности, поиска единомышленников, обмена мнениями, идеями, опытом.

5. Соучастие в программных мероприятиях с курирующими и равнопартнерскими организациями своего профиля, обучение соответствующим видам деятельности на тренингах, семинарах и т.д.

Формы проведения информационных часов:

«Информация +» - одна из наиболее распространенных форм информирования учащихся, пришедшая на смену такой хорошо известной форме, как политинформация. Это ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме (внешняя и внутренняя политика Республики Беларусь; тенденции развития России и стран Содружества; события в странах дальнего зарубежья; новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта). «+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с группой.

«Информ-дайджест» - еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый учащийся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

«Спрашивали - отвечаем» - форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным для ребят проблемам. Предварительно собираются сведения у учащихся о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между учащимися в классе, затем подбирается материал и готовятся выступления.

«Встречи с молодежными журналами» - ежемесячный обзорный информационный час по материалам молодежных журналов. Форма проведения – поочередное выступление учащихся с обзором и обсуждением наиболее понравившихся материалов общественно-политического характера, помещенных в журналах «Ровесник», «Смена» и т.д.

«За круглым столом» - форма изучения актуальной социальной проблемы и свободного обмена мнениями по ней. Беседа может быть начата тематическим выступлением ведущего или гостя информационного часа, а также просмотром видеофрагмента по проблеме. После этого учащиеся дополняют сообщения с мест, задают вопросу, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме (например: «Права молодежи в Беларуси», «Профилактика правонарушений среди молодежи» и др.).

«Политическая дискуссия» - тематический информационный час с целью исследования проблемных и спорных политических вопросов. Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В результате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.

«Как это было» - форма тематического информационного часа, анализируя одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему (куратор или наиболее подготовленный учащийся). Ведущий дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3-5 минут) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использовать видеоматериалы, фотоиллюстрации и т.д.

«Годы и люди» - тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики у нас в стране и за рубежом.

«Пресс-конференция» - форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции – «журналисты» и «фотокорреспонденты» - интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т.д.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЧАС

IV КЛАСС

Человек познает мир не только в активной учебной деятельности, но и во внеклассных мероприятиях. Активное формирование познания учащихся начинается в начальной школе. Одной из форм развития познавательного интереса младших школьников является информационный час .

Информационный час на тему «Как в нашу жизнь пришли газеты и журналы» обусловлен тем, что у детей на данном занятии есть возможность получить и использовать качественную информацию, которая способствует формированию интеллектуальных умений учащихся, определению их интересов и потребностей, развитию способностей.

Данное внеклассное занятие было направлено на ознакомление учащимися со средствами добывания информации, способствовало формированию привычки читать, работать с газетой, журналом.

Активизации познавательной деятельности способствовали: отгадывание загадок, беседы, игра-импровизация, игры «Да», «Нет», «До – скажи словечко», сюжетно-ролевой игры, составлением учащимися устных рассказов, занимательных заданий.

На занятии проводилась профориентационная работа, где познакомила учащихся с профессиями, журналиста, почтальона Целью которой является выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями, способностями и учётом рынка труда.

ТЕМА «Как в нашу жизнь пришли газеты и журналы»

ЦЕЛЬ: пробудить потребность в познании, чтении газет и журналов, сохранить любознательность и любопытство, выработка у учащихся сознательного отношения к труду, интереса к профессиям.

ЗАДАЧИ:

Ознакомить учащихся с информацией о современных детских газетах и журналах.

Познакомить с внутренним содержанием газет, журналов.

Формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии;

Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Выставка газет прошлого и современных.

Карандаши и фломастеры, бумага.

Газетные и журнальные статьи для чтения.

Текст для чтения об истории появления газет и журналов.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Организационный момент. Мотивационный момент.

Услышав эти строки, вы уже догадались, кто к нам пришел на занятие

Все узнать про то, про это

Помогает нам газета.

В доме все ее читают,

Утром ранним ожидают.

Ждем, когда доставит в дом

Газету местный…(почтальон)

2. Вступительное слово классного руководителя

Ну, конечно, и у нас в гостях …почтальон.

Кто такой почтальон?

Почтальон – это работник почты, доставляющий корреспонденцию (письма, газеты, журналы, извещения на посылки) по адресам.

А что находится в сумке почтальона?

А вот, что находится в сумке нашего почтальона вы ответите, разгадав загадки.

Чтоб узнать про то и это,

В руки мы берем …. (газету)


А что такое газета? Точное определение мы найдем в словаре Ожегова. Газета - печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц.

3. Тема, цели информационного часа

Информационный час мы посвятим таким важным предметам, которые можно встретить без преувеличения в каждом доме. Эти предметы пользуются вниманием президента и рабочего, учителя и врача, военного и инженера. И, поскольку у нас в кабинете несколько столов заняли эти предметы, я прошу вас назвать их. Вы правы, ребята. Это газеты и журналы. Ознакомимся с историей происхождения газет и журналов.

4. Работа над темой

41. Основная часть. Из истории газеты

Первая газета не была похожа на современную. Она больше напоминала письмо, в котором содержались новости.

В V веке до н. э. в городе Риме жил человек, который занимался тем, что писал письма-сообщения и рассылал их людям, которых жили далеко от столицы.

При известном римском императоре Юлии Цезаре возник первый информационный бюллетень, который был посвящен объявлениям правительства и назывался «События дня». Впервые газета появилась в XVI веке. Её основали немецкие банкиры Фаггерсы, которым нужна была информация о происходящих в мире событиях.

В это же время в Италии, в городе Венеции, знаменитом своими каналами, появилась первая городская газета. На больших площадях этого города вывешивались листки бумаги, из которых горожане узнавали о самых важных событиях, происходящих в нем.

Некоторые люди очень хотели взять листки домой, чтобы прочитать их в семейном кругу, вместе с родными и близкими. Однако власти города опасались, что люди возьмут листки почитать и не вернут их обратно. Тогда они решили взимать плату с тех, кто хотел взять газету домой. В качестве оплаты взималась мелкая монета под названием «гадзетте». Отсюда и пошло название газеты как печатного издания.

Первая регулярная газета вышла в Лондоне. Она называлась «Информатор». Это событие произошло в 1663 году.

А как же газета стала издаваться в России? Это произошло благодаря Петру I.


Царь Петр очень много ездил по разным странам и городам Европы и пытался перенести в Россию все то самое лучшее, что он видел в других странах. Увидев в Европе издававшиеся газеты, он решил немедленно сделать газету достоянием России. С 1702 года по его распоряжению стала издаваться газета «Ведомости», в которой печатались распоряжения и указы правительства, а также различные любопытные случаи, которые происходили в стране.


Сейчас в Белоруссии выходит 766 экземпляров газет на 1000 человек. Они выходят в столице - Минске и областных центрах. Есть свои газеты и в маленьких городках, на предприятиях, в институтах и школах.

Почтальон Печкин приготовил вам загадку.

Он красивый, толстый очень.

В нем узнаешь что захочешь.

Я читал, его устал,

А зовут его …. (журнал)

У каждого из нас, взрослых людей, был в детстве любимый журнал. Есть любимый журнал и у вас, ребята. Кому-то он приходит на дом, кто-то покупает его на почте или в магазине. Мы ждем его появления у себя на столе, иногда хочется уединиться и прочитать все то, что приготовили авторы журнала своим читателям.

А откуда они появились?

Послушайте.

– Слово журнал пришло к нам из французского языка, в переводе означает «дневник», «газета». Первым в мире появился «Журнал де саван» (Франция. 1665 г.).

Первым детским журналом в мире стал «Лепцигский еженедельный листок» (1772-1774), издававшийся в Германии.


Впервые в России детские журналы начали издавать в начале 19 века. Первый детский журнал получил название « Детское чтение для сердца и разума», он был приложением к газете « Московские ведомости». В этом журнале были стихи для детей, загадки, описывались явления природы, печатались произведения детских писателей.


4.2. Беседа с учащимися.

А сейчас познакомимся подробнее с содержанием,т.е. с тем, что же находится в каждом журнале, газете. Давайте рассмотрим на примере.

Заметка - небольшое газетное сообщение.

Статья - большое газетное сообщение по какой-либо конкретной теме.

Какую информацию пишут на первой странице, на первой полосе? (важную, самую главную)

что обязательно есть в каждой газете, журнале? (номер, дата выпуска, адрес редакции, постоянные рубрики)

Что стоит под каждой статьей? (фамилия автора)

зачем людям нужны газеты? (сообщают о событиях, рассказывают новости, предлагают познавательную информацию)

А отличаются ли газеты от журналов?

Вы правы, ребята, журнал отличается от газеты.

Вот его основные отличия:

В журнале страниц больше, чем в газете.

Журнал выходит реже, чем газета. Есть газеты, которые выходят каждый день. А журналы чаще чем раз в неделю не выпускают.

Журнал может быть познавательно-развлекательным или посвященным одной теме или направлению: музыкальный, спортивный и т.д. В то же время, как правило, публикуются материалы разной направленности, как в газете.

Журнал может быть ориентирован на людей разного возраста: детский, юношеский, женский.

4.3. Представления о профессиях.

А кто знает – где создают газету? Чтобы ответить на этот вопрос соберите из разбросанных букв правильное слово

ЯРИЕЦДКА (РЕДАКЦИЯ)

Что же такое редакция?

Это группа людей, возглавляемая редактором (главным), которая занимается подготовкой и выпуском издания.

Кто же работает еще, чтобы мы с вами могли читать журналы, газеты?

Игра «До - скажи словечко»

Почерком быстрым исписан весь лист

очерк в газету строчит … (журналист)

А кто такой журналист?

Давайте найдем определение этого слова в словаре Ожегова.

Журналист - человек, который работает в СМИ.

Трудна ли эта профессия как вы думаете?

Действительно, ведь ему нужно найти интересную информацию, порой журналист мучается со словом, не может подобрать более точное, не знает, куда его лучше вставить. Но потом находит его, и его статья играет яркими красками.

Современные же журналы стали более красочными, печатаются на прекрасной бумаге.


Появились детские журналы о путешествиях, о спорте, рукоделии, развлекательно - познавательные с конкурсами, в журналах можно найти друзей по переписке и задать интересующие вас вопросы, взять интервью и попробовать себя в роли журналиста или писателя.

4.4. Знакомство с белорусскими изданиями журналов. Игра-импровизации

Ну и конечно в нашем крае есть свои издания журналов. С некоторыми мы с вами и познакомимся.


И сейчас вы возьмете интервью и попробуете себя в роли журналиста.

(рассказы учащихся)

«Буся» - это развлекательный журнал-раскраска со стихами и рассказами на белорусском языке. Он поможет детям почувствовать наслаждение от белорусского художественного слова и еще больше полюбить нашу родную Беларусь.

«Вясёлка» - это развлекательный журнал. Рассказы, стихи, сказки белорусских писателей для детей. Статьи об истории Беларуси и национальной культуре. Юморески, игры, головоломки. Детское творчество.

Как видите, ребята, прошло очень много времени с тех пор, когда появились первая газета и журнал, но и по сегодняшний день она нужна людям.

5. Подведение итогов. Игра «Да», «Нет»

Давайте теперь подведем итоги нашего информационного часа, поиграв в игру «Да, «Нет»

Первая газета была похожа на письмо? (письмо)

(да)

Название первой газеты При Петре 1первая газета называлась (ведомости)

(да)

Небольшое газетное сообщение. (заметка)

Информацию для газет ищет почтальон? (журналист)

(нет)

Под каждой статьей стоит фамилия автора?

(да)

Газету создают в редакции?

(да)

Слово журнал пришло к нам из французского языка, что означает «дневник».

(да)

Ответьте на вопросы

Что есть в каждом журнале, газете? (номер, дата выпуска, адрес редакции, постоянные рубрики)

Что мы узнаем из них? (сообщают о событиях, рассказывают новости, предлагают познавательную информацию)

Трудна ли работа журналиста?

Кто-нибудь из вас захотел стать журналистом? Почему?

6. Рефлексия . Составление обложки к своему журналу

Представьте, что вы редактор журнала. У каждого тематика своя, кто-то работает в журнале о животных, кто-то о моде и т.д. и вам надо придумать и нарисовать обложку к своему журналу.

Тема 11. Организация информационно-познава-тельной деятельности

1. Информационный час как форма информационно-познавательной деятельности.

2. Беседы, конференции, работа лекторских групп: технология подготовки и проведения.

3.Устные журналы, заочные путешествия и проекты в процессе организации информационно-познавательной деятельности учащихся.

4. Презентации и информационно-познавательные сайты: их роль в развитии информационной культуры школьников.

1. Варшавер, О. Критическое мышление и новые виды грамотности / О. Варшавер. – Минск: Красико-Принт, 2005. – 80 с.

2. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с учащейся моло-дежью: методика подготовки и проведения: учеб.-метод. пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. – Минск: Современная школа, 2010. – 352 с.

3. Информационная культура школьника /авт.-сост.: Л.М. Волкова, Л.З. Черепко. – Минск: Красико-Принт, 2009. – 128 с.

4. Модель организации досуга и творчества детей. 5–11 классы: программа интеллектуального клуба /авт.-сост. Е.А. Ципляева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 311 с.

Основная педагогическая цель в процессе вовлечения учащихся в информационно-познавательную деятельность - подготовка личности, способной не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания, как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование профессио-нальной деятельности, развитие науки, техники, культуры, образования. На этой основе - информационная культура человека - это качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие ценности.

Одной из форм воспитания информационной культуры молодежи является информационный час - форма просветительской работы среди учащихся, направленная на воспитание гражданской, нравственно-правовой, психологической культуры молодежи, формирование ее социального и политического кругозора. Наибольшее распространение получили обзорные и тематические информационные часы.

Обзорный информационный час – это краткое обозрение основных по­литических, экономических, культурных и спортивных событий, проис-шедших за определенный отрезок времени (чаще всего за неделю) в стране и за рубежом. Для этого отбираются наиболее актуальные вопросы и значи­мые события общественной жизни республики, других стран СНГ и мира.

В обзор могут включаться материалы о государственной внутренней по­литике (новейшие указы, пути решения проблем по различным отраслям, тенденции развития общества), внешней политике (стратегические направ­ления международной деятельности, подписание договоров, участие в ре­шении международных проблем и т.д.), молодежном движении, о главных событиях в области науки, техники, культуры и спорта. Однако следует учитывать, что общее количество обсуждаемых вопросов должно быть не­большим (2-4 вопроса).



При проведении обзорного информационного часа, охватывающего ши­рокий круг вопросов, можно создать постоянные рубрики, позволяющие осуществить более целенаправленную подготовку к ним. Например, такие:

1. «По стране моей любимой», или «Страницы истории Родины».

2. «Наука вчера, сегодня, завтра».

3. «Проблемы развития национальных отношений в СНГ».

4. «Молодежь и современность», «Молодежное движение» и др.

Важно, чтобы содержание информационного часа не столько освещало тот или иной факт или событие, сколько пробуждало у учащихся интерес, потребность прочитать о нем в книге, журнале, газете.

Одним из вопросов информационного часа может быть еженедельная пятиминутка – «Самое интересное в «Комсомольской правде», «Чырвонай змене» и других газетах. По поручению коллектива поочередно каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические материалы, опубликованные за минувшую неделю, знако­мит всех с наиболее интересными из них.

Кроме обзоров газетных материалов, можно проводить обзоры по матери­алам общественно-политических журналов для молодежи – «Встречи с жур­налами юных». Принцип их подготовки тот же, что и при обзоре газет. Важно, чтобы в этой работе участвовал каждый учащийся. Поочередно они готовят обзоры наиболее интересных материалов общественно-политического ха­рактера, помещенных в журналах «Юность», «Ровесник», «Смена» и т.д.

Одна из разновидностей обзорного информационного часа – «С те­летайпной ленты». В ней каждый раз участвуют несколько учащихся. Предварительно познакомившись с материалами газет, записав некото­рые сообщения радио и телевидения, они во время обзора кратко инфор­мируют о сути того или иного события, факта.

Тематический информационный час посвящается отдельной наиболее актуальной и злободневной политической проблеме.

Определение темы – важный элемент методики подготовки информа­ционного часа. Формальный подход к выбору темы, не учитывающий важнейшее требование – актуальность информативного материала, то есть связь его с ведущими проблемами государства, ведет к снижению воспитательного воздействия политического информирования на уча­щихся. К тематическому информационному часу заранее разрабатываются во­просы, конкретизирующие тему, подбирается рекомендуемая учащимся литература, готовятся наглядные пособия, магнитофонные записи.

В воспитании политической культуры учащихся важно разумное соче­тание обзорных и тематических информационных часов: обзорные часы дают возможность держать воспитанников в курсе событий сегодняшнего дня, тематические – способствуют более глубокому изучению той или иной общественно-политической проблемы. При любом виде информационный час должен достигать своей главной цели - научить учащихся разбираться в событиях, определять свое отношение к ним, высказывать о них свое мнение, вырабатывать умение отстаивать свои взгляды и убеждения.

Эффективность воздействия информации на учащихся во многом определяется четко разработанной методикой подготовки и проведения информационного часа. С целью оказания практической помощи учащимся, учителю, класс­ному руководителю, куратору целесообразно руководствоваться следую­щим общим планом подготовки и проведения информационного часа:

1. Этап подготовки :

ü определение темы (если необходимо), цели, вида информации-онного часа;

ü разработка вопросов, конкретизирующих тему;

ü определение персональных и коллективных заданий для учащихся с учетом уровня развития их политической культуры;

ü подбор литературы по теме информационного часа;

ü подготовка наглядных и технических средств;

ü индивидуальные консультации;

ü разработка плана проведения информационного часа.

2. Этап проведения информационного часа :

ü сообщение темы;

ü вступительное слово: обоснование актуальности темы;

ü сообщение учащегося по одному вопросу, за которым следуют: вопросы класса (группы) выступающему; обмен мнениями среди учащихся, дополнения сообщения с мест но­выми фактами, примерами; дополнение, уточнение выступлений учащихся педагогом; постановка ведущим информационного часа перед учащимися проблем­ных вопросов, позволяющих использовать, применить полученные зна­ния в новой ситуации; подведение итогов обсуждения первого вопроса, формулирование выводов, оценок;

ü переход ко второму вопросу, его обсуждение по той же схеме;

ü работа с коллективом над усвоением нового политического по­нятия;

ü общий итог информационного часа.

Информационный час обычно проводится один раз в неделю. Учащие­ся заранее знают тему, получают рекомендации педагога и соответствен­но готовятся к своим выступлениям. Очень важно научить учащихся отбирать нужный для информирова­ния материал. В огромном потоке поступающей информации должна быть четкая система, а для этого необходимо познакомить учащихся с основными критериями отбора: актуальность, значимость, оператив­ность, доказательность, убедительность информации.

Как правило, материал для информирования берется из периоди-ческой печати. Поэтому нужно организовать продуманную работу учащих-ся с газе­тами, журналами, книгами, научить их умело использовать соответствую­щие передачи радио и телевидения, своевременно сообщить им, когда и на какую тему будут выступать политические обозреватели и комментаторы, какие будут демонстрироваться документальные фильмы. Очень важно приучить молодежь систематически слушать телевизион­ные программы: «Контуры», «Панорама», «Новости», «Наши новости», «Новости-Беларусь», «Новости культуры», «Новости спорта», «Время», «Вести», «Вести недели», «Вести+», «Дыхание планеты», «Человек и за­кон», «Мир и молодежь», которые позволяют быть в курсе проблем, наи­более остро звучащих сегодня в республике, России, странах СНГ, мире.

Важно, чтобы каждое сообщение было ярким и интересным. Для этого необходимо рекомендовать ученикам использовать плакаты, фотоиллюстрации и рисунки из журналов и альбомов, сатирические стихотворения, куплеты, киножурналы или учебные кинофильмы, диафильмы, слайды, а также различные таблицы, схемы, диаграммы и прочее. При проведении ин­формационных часов целесообразно использовать политическую карту мира, магнитофонные записи (например, телепередач «Утро республи­ки» и др.), подготовленные заранее.

Для каждой возрастной группы учащихся следует использовать специ­фические формы и методы проведения информационных часов. Напри­мер, для учащихся I–IV классов доступной формой является комментиро­ванное чтение, беседа о событиях в стране, о жизни народов СНГ, стран далекого зарубежья, о героях Великой Отечественной войны, трудовых успехах людей по материалам детских газет и журналов. Могут быть использованы также и другие формы проведения: чтение и обсуждение статей газет, показ через эпидиаскоп иллюстраций, фотографий с их по­яснением, игры-путешествия по страницам газеты и др.

Учащихся V–IX классов уже необходимо регулярно знакомить с материа­лами периодической печати, радио- и телепередачами, давать общие сведения о всех странах СНГ, городах-героях, об исторических, трудовых памятниках родных мест, о земляках-героях войны и труда. Наряду с комментированным чтением в этой возрастной группе могут широко использоваться самостоя­тельные выступления учащихся по определенным вопросам темы.

Ведущую роль в подготовке и проведении информационных часов в коллективе учащихся юношеского возраста (X–XI классы) играет классный руководи­тель, куратор. Он помогает учащимся в определении формы проведения часа, отборе и изучении необходимого материала, его анализе и система­тизации, выявлении узловых вопросов, установлении связи изучаемого материала с жизнью, задачами коллектива, в подготовке необходимых средств наглядности. Педагог заботится о глубине раскрытия обсуждае­мых вопросов, поддерживает активность и интерес учащихся к содер­жанию обсуждаемого материала, направляет коллективное обсуждение общественно-политических проблем.

Повышению эффективности информационного часа поможет оформление учащимися стендов, которые могут называться по-разному: «Время, события, люди», «Мир за неделю», «Планета» и др. На стендах выделяются рубрики, например: «Знаешь ли ты?», «Прочти, это интересно», «С телетайпной ленты», «Твой политический словарь», «Наша жизнь глазами карикатуриста» и др. В процессе работы по созданию и оформлению стендов используется технология «информационное зеркало» .

В процессе реализации названной технологии воздействие на учащихся осуществляется опосредованно, не через прямые действия педагога, а через информацию, поданную в графическо-настенной форме (стенная газета, бюллетень, альбом и т.д.). Воспитательный эффект технологии – накопление учащимися опыта активного отношения к публичной графической информации. Этот опыт определяется формирова-нием и изменением тех или иных позиций ребят, динамикой отношений учеников в связи с воспринимаемым содержанием, изменением и закреплением отношений детей к источникам и авторам информации.

Технологическая основа здесь выстраивается следующим образом:

– создание установки на будущую информацию;

– включение внимания и восприятия;

– удержание – понимание информации;

– возникновение отношения к информации (реакция воспринимаю-щего);

– действие в отношении информации.

Главный прием при создании установки на будущую информацию – это ее появление на видном месте (дверь, доска, над доской), использование присоединяющего обращения («только для вас», «сенсация месяца» и др.). Базовая идея – трехэтажность текста: заголовок, «ядерное обращение», раскрытие. Вспомогательная идея – открытие обратной связи (создание для читателя возможности выразить свое мнение в отношении информации: например, ниже напишите, согласны ли вы с этим и др.). Действие с информаций предполагает предоставление учащимся возмож-ности работы с ней – трансформация, персонификация, расширение.

Формами проведения информационного часа могут быть следующие:

Ø «Информация +» - ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом (политика. События. Новости науки, культуры, образования, спорта, здравоохранения и др.);

Ø «Информдайджест» - еженедельная пятиминутка со свободным выбором темы, каждый ученик готовит выступление по интересным материалам прессы, телевидения, радио и т.д.;

Ø «Спрашивали - отвечаем» - обзорный информационный час по заранее отобранным интересующих учащихся вопросам;

Ø «Встречи с молодежной прессой» - ежемесячный информаци-онный час по материалам молодежных журналов и газет;

Ø «Беседа за круглым столом» - обсуждение социальной проблемы и свободное обсуждение мнений по ней, предполагает изначально выступление ведущего или приглашенного гостя по теме;

Ø «Годы и люди» - тематический информационный час, посвященный деятелям культуры, науки, политикам и др. известным людям;

Ø «Фотокамера смотрит в мир» - информационный час с оформлением фотостенда с краткими комментариями событий, отраженными на фотографиях;

Также эффективными являются нестандартные формы проведения информационного часа, например, в виде пресс-конференции, круглого стола или ролевой игры.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении