Компьютер Шаг за Шагом

Поколение Google - atsinis. Поколение Google - atsinis Поколение гугл

Неоспоримый факт, что каждое новое поколение отличается от остальных, но дети, появившиеся на свет после 1993 года, породили невиданную доселе массу новых тенденций. Они с детства приобщаются к инновационным технологиям, а главное, владеют совсем иным подходом к информации. В обществе о юных пользователях уже сложилось множество устойчивых мнений. Но ученые взяли на себя труд проверить каждый из мифов на прочность.

Термин «поколение Google» получил широкое распространение, но не все знают, что он означает. Определение появилось на свет для идентификации пользователей, которые родились после 1993 года и за плечами которых нет опыта досетевого существования.

«Глобальная сеть все-таки принесла свои проблемы, главная из которых – невнимательность пользователей»

По данным «Википедии», его появлению способствовал некий социальный заказ, когда в обществе появилась группа людей, для которых «Интернет стал единственным источником информации, а Google – ведущей системой поиска».

О масштабах нового явления свидетельствовали социологические исследования. Так, по данным доклада некоммерческой организации Online Computer Library Center, около 83% учащихся школ, колледжей и университетов начинают сбор любой информации с поисковой системы и лишь 2% обращают внимание на сайты библиотек или реальные книжные фонды.

В адрес молодого поколения посыпались многочисленные претензии, которые можно свести к нескольким пунктам. Молодых пользователей окрестили поколением потребителей, которые в погоне за скоростью жертвуют качеством. В то же время в плюс им отметили свойство «многофункциональности», а также умение оптимизировать свое время и силы.

Ученые решили проверить, действительно ли современные дети тянутся к компьютерной мышке еще в колыбели, демонстрируют инстинктивную способность ориентироваться в Интернете и быстро находить нужные ответы, при этом предпочитая чужую непроверенную информацию собственным размышлениям.

Исследование, проведенное по заказу Британской библиотеки с участием англоязычной молодежи из развитых странах Запада, поставило под сомнение большинство популярных мифов.

Современные молодые люди действительно «пропитаны» инновационными технологиями и предпочитает интерактивный интерфейс возможности просто получать информацию. Но, увы, в большинстве своем они остаются на уровне продвинутых пользователей, а юзеры старшего возраста быстро их догоняют.

«Большинство молодых людей пользуется гораздо более простыми технологиями, чем принято считать» – таков основной вывод работы.

«Многофункциональность» молодого поколения – также скорее миф. Убедительных доказательств этому нет, считают эксперты.

Предпочитают ли дети визуальную информацию тексту? Ответ ученых звучит почти утвердительно, несмотря на то, что «текст до сих пор играет ведущую роль».

Действительно ли дети настолько привязаны к Сети, что доступ в Интернет для них важен как воздух? По данным исследования, проведенного независимой британской компанией Ofcom, некоторые люди в возрасте от 65 лет и старше еженедельно проводят в Интернете на четыре часа больше, чем их внуки.

Таким образом, по мнению ученых, время пребывания в Сети зависит от индивидуальных особенностей и не связано с возрастом.

Кроме того, Интернет вовсе не исключает для молодых людей личное общение, уверены эксперты. Например, мессенджеры не заменяют детям разговор, а, скорее, дополняют его.

Что касается информации, полученной из Сети, ценность ее для детей куда ниже, чем слова преподавателей, родственников или тексты в учебниках.

Конечно, информацию онлайн получить гораздо проще, да и возможность простого доступа к информационным ресурсам соответствует современному ритму жизни. Но исследование показало, что непоседливость детей осталась в пределах нормы. Каждое поколение проходит через этот период.

Тем не менее глобальная сеть все-таки принесла свои проблемы, главная из которых – невнимательность пользователей. Дело в том, что, несмотря на количество аккумулированных ресурсов, дети, как правило, отдают предпочтение тем документам, что появляются в первых строчках поисковых систем, и ленятся искать дальше.

Они просматривают лишь часть информации – заглавия, содержание, аннотации, но редко копают глубоко. Это хорошо для быстрого ознакомления, однако студенты должны уметь серьезно разобраться в вопросе, в тонкостях и нюансах, если хотят научиться думать самостоятельно.

Студенты старших курсов, в отличие от младших товарищей, обычно демонстрируют высокий уровень компьютерной грамотности. Однако «информационная грамотность» молодых пользователей – умение находить и впитывать качественную информацию – зачастую отстает, утверждают эксперты.

«Поколение Google» тратит мало времени на обдумывание найденных в Интернете данных. Поэтому молодежь надо учить внимательнее оценивать точность, значимость и авторитетность полученных сведений.

По мнению экспертов, к 2017 году мультимедийное пространство станет одним из ведущих ресурсов человеческой жизни, где электронные книги придут на смену бумаге, а методы нового поколения станут повсеместными.

Чтобы проблемы этого поколения не перешли на 10 лет вперед, в борьбу стоит включиться библиотекам и вузам, которые должны не только предоставить молодому поколению достойные информационные ресурсы, но и научить пользователей грамотно отбирать данные.

В противном случае, предсказывают эксперты, поисковые системы Google и Yahoo останутся единственными источниками знаний.

Исследователи из Йельского университета выяснили, что поколение, которое выросло в эру лёгкого доступа к интернету, имеет завышенную самооценку в отношении своих умственных способностей. Возможность быстро найти через поисковик ответ на практически любой вопрос вводит в заблуждение по поводу собственной образованности и интеллекта. Такое исследование провела организация American Psychological Association. Учёные удивились, получив результаты эксперимента. Оказалось, что испытуемые, которые искали в интернете необходимую информацию, пребывали в иллюзорной уверенности, что данные интернета являются частью их собственных знаний.


О результатах этого исследования сегодня прочитал на RussiaToday .

Интернет, что и говорить, штука удобная - забил что угодно в поисковик и сразу получил, что нужно. Так и запоминать ничего не надо - «ведь всё можно найти». И вот во что это вылилось за 10 лет интернет-бума: людям кажется, что они стали умнее, а на самом деле знать они стали меньше. К тому же привыкание к простоте получения нужного ответа постепенно лишает желания понимать, как этот ответ получается. Зачем? И так работает - ответ-то есть. Девиз МФТИ - «sapere aude»: «дерзай знать». Такими темпами скоро придется менять на «sapere google».

Раньше как было: нужно написать, допустим, реферат. Человек смотрит тему реферата, оценивает, к какой области знания она относится - допустим, к физике. Может, сразу и непонятно, какая физика нужна - физика элементарных частиц или физика горения и взрыва. Но понятно, что нужна «какая-то» физика.

Идешь в библиотеку. Перед тобой - каталог на тысячи книг, из которого для реферата нужны штук 10. И ты сам, своим умом, должен понять, где тебе эти 10 книг искать. Ты должен разобраться, что тебе нужна именно физика горения и взрыва, а не физика элементарных частиц. Двигаешься дальше: тебе, скорее всего, нужна не вся эта область физики, а какие-то конкретные феномены, например, ударные волны. Таким образом, человек сам строит логическую цепочку, сам находит причинно-следственные связи. А теперь всё это за него делает поисковик, и эти способности, как мы видим, просто атрофируются.

И не только они: атрофируется и способность к анализу информации - пока ты ищешь, тебе самому приходится оценивать, какая информация для тебя ценна, а какая - нет. Атрофируется и память - помнить-то ничего не надо, всё можно найти буквально «по щелчку». И, как мы видим из результатов исследований американских ученых, человек даже не чувствует, что чего-то лишился, напротив - прибывает в иллюзии, что он всё знает и умеет. Прямо как герой одного замечательного произведения Николая Носова:


Интернет - безусловно, замечательное и очень полезное достижение научно-технического прогресса. Это изобретение сделало доступным для любого человека невиданные прежде объемы информации. Но для успешной работы с этими невиданными прежде объемами необходимо, по идее, и способность к восприятию этой информации вывести на более высокий уровень. Да, теперь интересующая информацию находится быстрее и проще, но и объем её значительно вырос - а значит, и усилий по его "освоению" требуется больше, и навыки соответсвующие должны быть отточены лучше. Необходима более высокая способность к анализу, большая критичность мышления - ведь многое придется отсеять на пути к нужному ответу.

Естественно, что человек ищет и создает инструменты, облегчающие его трудности на этом пути. Боротся и преодолевать вызовы и трудности на пути к цели - одно из фундаментальных качеств человека. Оказались нужны новые методы обработки и поиска информации - и они появились. Но, как показывает исследование американских ученых, палка оказалась "о двух концах" - эти инструменты не вывели человеческое мышление на новый уровень, а получается, что наоборот - загнали в довольно примитивное состояние: «найди решение задачи». То, что называют «клиповое мышление» - последствие в том числе и этой Google-примитивизации такой сложной и тонкой вещи, как мыслительный процесс. А люди с клиповым мышлением элитой

Чем современные дети отличаются от своих ровесников несколько десятков лет назад? Какие плюсы и минусы есть у поколения Гугл? Как помочь своему ребенку и нужно ли это делать?

Многие родители отмечают, что их дети без труда справляются даже с самыми сложными гаджетами, но при этом не умеют завязывать шнурки. Это типичные представители поколения Гугл (Google). Хорошо это или не очень?

Жизнь быстро меняется, и людям приходится к этому приспосабливаться. Возможно, вы еще не привыкли к детям индиго? Современные малыши, родившиеся в век цифровых технологий, умеют быстро находить общий язык с любой компьютерной техникой. Их взросление происходит в условиях глобализации, ускорения ритма жизни и информационного бума.

Приметы.

Для такого ребенка характерно полное слияние с любыми устройствами и гаджетами: компьютерами, смартфонами, планшетами, ноутбуками. Эти дети предпочитают виртуальную реальность с изображениями в качестве 3D. А местом для самовыражения, обучения, социализации, проведения досуга, творчества они обычно выбирают Интернет.

Новому поколению не свойственно долго вникать в мысли и переживания других людей, ведь послать смайлик куда быстрее и приятнее. Такой человек может отделить важное от второстепенного, поскольку тратить себя на лишние эмоции ему представляется непродуктивным.

Что хорошего?

Поколение Гугл имеет ряд особенностей: независимость, эрудированность, четкое осознание своих границ и личных интересов. Причем они признают право на собственное пространство не только для себя, но и для других. Это касается образа жизни, мнений и увлечений.

«Цифровики» легко работают в режиме многозадачности. Они совершают покупки, общаются и работают с помощью смартфонов. Участие в создании новых программ невозможно без успешной командной работы. И здесь не обойтись без поддержки и взаимного уважения.

Интересно, что у представителей поколения Гугл отсутствует какая-либо дискриминация по расовым, национальным или религиозным признакам, у них высокий уровень ответственности, в том числе и гражданской, большое желание помочь тем, кому трудно найти свое место в этом мире.

Возможно, такая участливость объясняется повышенной потребностью в эмоциональном комфорте. Сидя перед компьютером, человек все равно остается социальным существом. Стремясь добиться стабильности, представители поколения Гугл даже готовы сами прийти на помощь больным, нищим, несчастным. И ведь в итоге ситуация меняется к лучшему!

Две стороны медали.

Помимо позитивных, есть и негативные отличия. В первую очередь, это зацикленность на себе. Первостепенной является зона комфорта, собственные проблемы, желания, предпочтения. Потребность самореализации в условиях жесткой конкуренции вызывает необходимость любыми средствами отстаивать свою позицию и ставить себя выше других. А это порождает агрессию, грубость, расчетливость, изворотливость, склонность ко лжи.

К сожалению, пространство Интернета часто используют для выбора негативных эмоций или бессмысленной траты времени. Культ потребления и постоянно расширяющееся информационное поле требуют больших вложений, которые поглощают людей практически полностью.

Проблемы.

Возможность быстро найти любую информацию, отсутствие необходимость что-то делать и даже писать от руки, ослабляют организм. Поэтому у все чаще отмечают плохую координацию, ослабление зрения, рассеянность, головные боли, неврозы, неконтактность, проблемы с долгосрочной памятью и концентрацией внимания. А обособленность часто делает ребенка поверхностным во всех сферах жизни. И в отношениях в том числе. Уровень ответственности снижается, и это плохо.

Как помочь?

На самом деле современные дети не так уж сильно отличаются от своих ровесников. Всегда были те, кто часами просиживал над книжкой, пока другие в это время играли в футбол. Очень часто любимым становится именно тот вид досуга, который можно разделить с родителями, а потом и с друзьями. Поэтому так важно, чтобы взрослые сами отрывались от гаджетов и давали ребенку пример более конструктивного поведения. В том числе и возможность найти реальных, а не виртуальных друзей.

При правильном использовании технические новинки могут принести в жизнь много полезного и интересного. Не стоит бояться оцифровки мира. Опасаться стоит скорее глупости и равнодушия, ведь именно они приводят ко многим бедам.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении